Глава 4. Понятие и сущность социальной справедливости.
"Государственным благом является
справедливость, то есть то,
что служит общей пользе"
Аристотель.
Начиная анализировать проблему социальной справедливости, невозможно не отметить, что впервые этим вопросом заинтересовался Аристотель. Он считал, что важнейшим аспектом справедливости является выгода для всего государства и общее благо всех граждан. Также, в своих сочинениях он отмечает, что справедливость- это есть некое равенство, что "равные должны иметь равное". Со времен Аристотеля прошло не одно столетие, а вопрос социальной справедливости по сей день остается актуальным.
Существует две причины, по которым он является важнейшим среди общества. Во-первых, падение "старого режима" сопровождалось глубочайшим кризисом официального мировоззрения. Марксизм-ленинизм перестал быть обязательной идеологией. Из него советское правоведение черпало представления об основных закономерностях, ценностях и принципах социальной справедливости. Разрушенная основа мировоззрения должна быть либо заново аргументирована и укреплена, либо чем-то заменена. Вопросы, считавшиеся решенными бесповоротно, вновь оказались открытыми. Во-вторых, величайшая несправедливость, свершившаяся над большинством населения России в наше время, ставит проблему социальной справедливости с особой остротой.
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. С. подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием.
Социальная справедливость – это объективные качества социальных форм связей членов общества, граждан. Социальные связи представляют собой совокупность всех отношений людей как общественных деятелей (т.е. отношений экономических, политических, идеологических, семейных, нравственных и др.), в которые они вступают, творя человеческую историю. Поэтому и социальная справедливость может иметь место в самых различных сферах общественной жизни. По своему качеству в зависимости от того, в каком положении оказываются взаимодействующие стороны, – в равном (например, обе стороны сотрудничают, не используя друг друга, обе одинаково причастны к власти и управлению, к общественной идеологии и материальным ценностям и т.д.) или неравном (одна сторона эксплуатируется и угнетается, а другая, наоборот, эксплуатирует и угнетает, одна властвует и управляет, другая лишена власти и является управляемой и т.д.), социальные связи и отношения воплощают отношения социального равенства или неравенства.
4.1. Проблема социальной справедливости в России.
Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра. Социальные права человека- совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. Но, к сожалению, в настоящее время, часто эти права остаются на недосягаемом уровне. Мы слышим по телевидению тысячи обещаний о предоставлении жилья для молодых семей, для ветеранов Великой Отечественной войны, и что? Где обещанное? Получается, что гражданин Российской Федерации, не должен верить тому, что ему обещают. Да, так и происходит уже долгое время. Где же она, справедливость?
Современное понимание проблемы социального неравенства основывается на изучении процессов социальной интеграции и дезинтеграции.
Социальная интеграция чаще всего понимается как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами. Абсолютизация интеграции приводит к игнорированию социального конфликта.
Социальная дезинтеграция рассматривается как противоположный процесс. Что касается России, то в последние годы наблюдается сильно выраженная тенденция распада или исчезновения единых социальных ценностей, общей социальной организации, институтов. Коренным образом изменились принципы социальной стратификации. Общество стало структурироваться по новым для России основаниям:
1) преобразованием институциональных основ, прежде всего появлением частной собственности и развитием на ее базе предпринимательства;
2) глубокими переменами в системе занятости (система планового формирования, распределения и использования рабочей силы уступает место не просто свободному, но «дикому» рынку рабочей силы;
3) снижением уровня жизни подавляющей части населения;
4) социальной аномией (разрушением одной ценностно-нормативной системы и несформированностью другой)
5) социальной депривацией, ограничением либо лишением доступа к материальным и духовным ресурсам, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей.
Основу современной социальной структуры составляют по-прежнему социальные группы советского общества – рабочий класс, крестьянство, интеллигенция (хотя изменились их социальная роль и количественные показатели). По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:
– элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;
– верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;
– средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;
– базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;
– нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;
– социальное дно – до 5%.
По уровню материального благосостояния выделяются следующие слои:
– богатые (средства позволяют не только удовлетворять свои потребности, но и организовать самостоятельную экономическую деятельность) – 7%;
– состоятельные (средств достаточно не только для высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала) – 5,3%;
– обеспеченные (средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий за свой счет или с помощью кредита, для собственного переобучения и образования детей, организации отдыха во время отпуска) – 15,8%;
– малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости – минимум средств на лечение и укрепление здоровья) – 57%;
– неимущих (наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования – 20,2%.
Суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними. И далеко не все новые формы неравенства можно с полным правом отнести в категорию «справедливых». Поэтому важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти формы не превышали некие «нормальные» пределы, выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества. «Норма» в данном случае «выступает как оценка того неравенства, которое соответствует условиям, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность полностью реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни». Нормальное неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного использования ресурсов социально-экономического развития.
4.2. Социальная справедливость на международном уровне.
Во времена Французской революции социальная справедливость сводилась к одному, очень важному, требованию – требованию равенства. В современном мире недостаточно одного слова для описания всей ситуации со справедливостью. Мир развивается, а потому и понятие социальной справедливости – становится более сложным. Сейчас для всех стран понятие социальной справедливости состоит из нескольких аспектов:
1. Достойное экономическое существование.
Каждый человек должен обладать минимальным количеством благ, которые ему обеспечивает общество, для нормальной жизни.
2. Антифашизм и мультикультурное взаимодействие.
Противодействовать дискриминации необходимо на разных уровнях: от бытового, искореняя бытовой расизм и антисемитизм, до политического, напрямую противодействуя активности националистических и неонацистских групп и организаций.
3. Гражданские права.
На разных уровнях принимаются властные решения, так или иначе отражающиеся на жизни людей. Возможность людей влиять на принятие решений, непосредственно касающихся их прав, также включается в понятие социальной справедливости.