Выделяется две основные причины создания и широкого распространения ВИК. Первая из них – стремление обезопасить себя от диктата поставщиков сырья и иной промежуточной продукции, а также потребителей готовой продукции, т.е. ограничить действие конкуренции, заменить рыночный трансакционный механизм внутрикорпоративным, организационно-плановым. Вторая причина – достижение синергетического эффекта в результате проведения единой хозяйственной политики в рамках всего межотраслевого технологического цикла при сохранении оперативно-хозяйственной самостоятельности дочерних фирм и их заинтересованности в улучшении своих коммерческих результатов.
ВИК возникают тремя различными способами:
1) отделение от головного предприятия отдельных производств и получение ими юридической самостоятельности (И.П.Бойко называет это возникновением изнутри)[10];
2) учреждение региональных отделений и филиалов головной компании;
3) поглощение малых и средних компаний.
В качестве интегратора, организующего и финансирующего создание концерна, выступает промышленная компания, торговая фирма (они организовали большинство объединений в российском АПК), инновационная структура (это в России случалось крайне редко) или финансовая организация. В последние годы в этом качестве все чаще выступают частные инвестиционные фонды (private equity), однако они делают это, как правило, не ради развития производства, а для выгодной перепродажи активов.
Инициатором объединения выступает частный капитал или государство. В современной России создание государственных концернов в высокотехнологичных, а также депрессивных секторах необходимо для их реструктуризации. В 2007 г. были образованы государственные авиастроительная, судостроительная, судоходная, титановая и атомная корпорации.
К центру им. Хруничева в 2007–2008 гг. присоединяется ряд федеральных ракетно-космических предприятий (Воронежский механический завод, Омское объединение «Полет» и др.), что увеличивает численность персонала компании до 35 тыс.чел., а годовой доход – до 1 млрд долл. В настоящее время идет процесс приватизации компании «Технопромэкспорт» – ВИК, осуществляющей весь комплекс работ (от изысканий, проектирования и разработки ТЭО до пуска в эксплуатацию, комплексного обслуживания и поставок запчастей) по возведению гидравлических, тепловых и геотермальных электростанций, линий электропередач и подстанций. Все эти объединения в 2008–2009 гг. провели IPO.
Государственная поддержка крупных объединений осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Исследование Cato Institute показало, что в 2006 г. американское государство потратило 92 млрд долл. на дотации американскому бизнесу – на 11% больше, чем в 2001 г. Среди получателей правительственной помощи – крупнейшие корпорации США: Boeing, Xerox, IBM, Motorola, Dow Chemical, General Electric, Ford, Chevron и др. Cato Institute подчеркивает, что его оценки основаны на подсчете не только прямых, но и косвенных дотаций.
Второй наиболее популярный получатель грантов – сфера высоких технологий. Согласно анализу Cato Institute, здесь также выигрывают крупные компании, которые обладают достаточной величиной собственных средств на проведение научных исследований (предполагалось, что государственные средства должны получать компании малого бизнеса, занимающиеся инновациями). Третья сфера выдачи госдотаций – поддержка американских экспортеров. И в этом случае наиболее крупный вклад из бюджетного пирога получили крупнейшие американские корпорации.
В России, которая нуждается в радикальном изменении структуры экономики, роль государственной промышленной политики особенно велика. Однако в большинстве отраслей государственные компании, завершив выполнение своих функций, могут быть приватизированы. В качестве образца можно привести реформу РАО ЕЭС. Его капитализация в 2005–2007 гг. выросла в 6 раз, хотя цена мегаватта энергии в России (540 долл.) намного ниже, чем на развивающихся (1300 долл.) и развитых рынках (2000 долл.).
В 2008 г. РАО ликвидируется[11], одновременно создается рынок электроэнергии (государство будет регулировать тарифы лишь для населения), и саморегулируемые ассоциации бизнеса. Совет рынка, включающий представителей производителей и потребителей, устанавливает технологические правила и регламенты. В собственности государства остается федеральная сетевая компания (75%), диспетчерский центр, ГидроОГК (52%), а также атомная энергетика. Более 20 региональных производителей электроэнергии будут приватизированы, причем известно, что крупный (по прогнозу – 15–20%) пакет покупают крупные иностранные компании (Enel, Fortum, E.ON и др.).
2.2. Вертикальная интеграция и деятельность компании
2007 год стал знаменательным годом с точки зрения достигнутых финансовых результатов и реализации новых масштабных проектов. По основным производственным и финансовым показателям Компания превзошла уровень 2006 года. Компания продолжила развиваться в соответствии со своей долгосрочной стратегией и укреплять свои конкурентные позиции на глобальном энергетическом рынке. Например, ЛУКОЙЛ приступил к добыче газа в Узбекистане, продолжил активную модернизацию НПЗ, завершил приобретение сети АЗС в странах Европы.
Чистая прибыль Компании в отчетном году выросла на 27,1 %, до рекордных 9,5 млрд. долл. Доходность на вложенный капитал составила 22,2%. Операционный денежный поток существенно превысил показатель 2006 года и достиг 10,9 млрд. долл. Это позволило Группе профинансировать капитальные вложения в размере 9,1 млрд. долл. Следует отметить также, что в структуре капитальных затрат группы «ЛУКОЙЛ» около 40% составляют затраты на новые проекты, цель которых — интенсивное расширение масштабов деятельности Компании.
Рекордные финансовые результаты 2007 года позволили компании рекомендовать нашим акционерам утвердить дивиденды в размере 42 руб. (1,80 долл.) на акцию, что на 10,5% превышает дивиденды по итогам 2006 года. Дивидендная доходность станет самой высокой за последние три года и составит 2,1%. Необходимо отметить, что в отчетном году впервые с 2000 года курс акций ОАО «ЛУКОЙЛ» незначительно снизился (на 1,1%). Это было связано с рядом внутренних российских политических факторов и нестабильностью глобальной финансовой системы. Со своей стороны, Акционерное Общество делает все возможное для поддержания доходов наших акционеров на высоком уровне. Так, например, Компания продолжила осуществлять выкуп собственных акций: в 2007 году на эти цели было потрачено 712 млн. долл.
Основным фактором роста финансовых результатов группы «ЛУКОЙЛ» в 2007 году стала благоприятная ценовая конъюнктура — высокие цены на нефть и высокий уровень маржи нефтепереработки. Рост финансовых результатов был обеспечен также расширением масштабов деятельности Компании. В первую очередь следует отметить существенный рост объемов нефтепереработки. Так, объемы переработки на российских НПЗ выросли почти на 8%, а уровень загрузки мощностей в России достиг рекордной величины за всю историю Компании — более 96%. Кроме того, в отличие от большинства конкурентов ЛУКОЙЛ продолжил наращивать добычу углеводородов. По итогам 2007 года добыча Группы выросла до 2,18 млн барр. н. э./сут. Особенно следует отметить высокий органический прирост добычи по международным проектам.
Положительное влияние на финансовые результаты Компании оказали также работы по повышению эффективности операционной и финансовой деятельности по всем направлениям. Компания продолжала соблюдать жесткую финансовую дисциплину. Принимая во внимание высокую инфляцию и существенную девальвацию доллара, ЛУКОЙЛ эффективно контролировал производственные затраты. Важную роль в этом сыграли централизованная работа с подрядчиками и поставщиками, использование тендерных процедур, энергосбережение, увеличение производительности труда.
В бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча» ЛУКОЙЛ четко придерживался своих стратегических целей — увеличения объемов и эффективности добычи, наращивания ресурсной базы для стабильного долгосрочного роста.
Компания непрерывно расширяет свою ресурсную базу и уже восемь лет подряд полностью восполняет добычу углеводородов приростом доказанных запасов. Крупнейшим открытием Компании в 2007 году стало Баяндыское нефтяное месторождение в Республике Коми, которое было введено в эксплуатацию уже в 2008 году. В целом же в 2007 году Компания открыла 7 и ввела в эксплуатацию 13 новых месторождений.
В 2007 году среднесуточная добыча товарных углеводородов выросла на 1,5%. Замедление темпов прироста добычи по сравнению с предыдущими годами было связано с продажей 50%-й доли в компании Caspian Investments Resources Ltd., снижением закупок природного газа компанией «Газпром», а также перебоями в энергоснабжении месторождений Западной Сибири. Значительный ресурсный потенциал, начало добычи по новым крупным проектам и ускоренная реализация газовой программы позволяют с уверенностью утверждать, что Компания выполнит поставленные стратегические цели по обеспечению роста добычи углеводородов в среднесрочном периоде.
Наиболее значительным событием 2007 года в бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча» стало начало добычи газа в Узбекистане. Компания впервые в качестве оператора ввела в эксплуатацию газоконденсатное месторождение за рубежом. Высокий потенциал роста добычи и рыночные условия реализации газа делают узбекский проект Кандым - Хаузак - Шады наиболее эффективным в газовом блоке Компании. Он же является крупнейшим международным проектом Компании с учетом доли участия: максимальный уровень добычи по проекту в целом составит около 12 млрд м3/год газа.