В то же время требования к состоянию текущего учета возросли. Точка зрения о ведущей роли выборочных обследований в изучении миграции и "кризисе" традиционных источников данных, встречающаяся в западноевропейской литературе, вряд ли применима к условиям России. В западноевропейских странах такая точка зрения базируется на прочном фундаменте - учете основных параметров миграции в регистрах и переписях.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" внес существенные изменения в концепцию миграции. С 1996 года в России введена регистрация населения "по месту проживания" и "по месту пребывания"[7]. Первая группа перемещений включает мигрантов, изменивших постоянное (обычное) место жительства. Вторая группа включает перемещения, отнесенные действующими правилами регистрации априори к временным. Выделение в законе права на выбор "места пребывания" оценивается как "изобретение" российского законодателя, аналога которому нет в международных правовых актах[8]. Именно учет этой категории в первую очередь характеризует кризисное состояние текущего учета миграции, в составе которой, по-видимому, преобладают международные мигранты. Продолжительность проживания части этой группы мигрантов заведомо превышает официально разрешенный срок до шести месяцев. Это так называемые квази-временные мигранты. Среди причин низкой эффективности регистрации "по месту пребывания" - меняющиеся правила регистрации, а также негативное отношение значительной части мигрантов к самой процедуре регистрации как запретительной, нередко дорогостоящей и требующей много времени.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года выявили "дополнительно" почти 2 млн. человек в составе постоянного населения России. Основную часть этого населения составляют так называемые квази-временные мигранты, зарегистрированные "по месту пребывания", продолжительность проживания в России которых превысила один год - критерий, установленный переписью населения 2002 года для идентификации постоянного населения.
Одновременно из-за недоучета внутренней миграции оказались заметными расхождения данных переписи с расчетной численностью населения в районах массового оттока (Камчатская и Сахалинская области. Чукотский автономный округ и др.) и в районах притока (Ставропольский край, области Центрального федерального округа). Характерно то, что население, мигрируя на значительное расстояние и оставаясь зарегистрированным в районах выхода, не нарушало российские законы[9].
Улучшение регистрации "по месту жительства" предполагает полный охват и своевременную регистрацию прибывших и выбывших, повышение качества первичного материала[10]. Нуждаются в совершенствовании издания, содержащие информацию о миграции (например, ежегодник "Численность и миграция населения"). В настоящее время они включают в основном лишь количественную информацию и не содержат необходимые методические пояснения. Поскольку в условиях России открытая статистика миграции, в первую очередь международной миграции, - относительно новое и динамично развивающееся явление, то возникает необходимость более полного описания методологии сбора публикуемых данных. Решение этих задач повысит качество текущего учета внутренней и внешней миграции, создаст базу для проведения мониторинга миграции на различных уровнях, повысит надежность информационной и методологической базы для принятия решения по вопросам разработки миграционной политики.
В целом в последние годы источникам данных о миграции уделяется возрастающее внимание. Оценка их состояния в России, не смотря на существующие проблемы, соответствует известной в мире универсальной схеме: естественное движение населения учитывается лучше миграции, одновременно данные о внутренней миграции более надежны по сравнению с данными о внешней миграции.
Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.
Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел
Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.
Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.
Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.
В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда.
Учет официального привлечения иностранной рабочей силы ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как они распределяются по отраслям экономики и территории России.
Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран - участников СНГ и 51,2% - из других государств. Бесспорный лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%) - Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует Турция, но, начиная с 2000 года, ее обошел Китай, а в 2001 году вплотную к ней приблизился Вьетнам[11].
Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%[12].
Главной сферой привлечения иностранцев выступает строительство (1995 год - 55%, 1998 - 51,5 и 2001 - 39%). В 2001 году в данной отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик бывшей Югославии, 79% - из Турции, 65% из Армении, 55% - из КНДР и 45% - из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность (23% в 2001 году). В ней концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2001 году составили 65% общего официального привлечения в эту сферу экономики[13].
Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.
Приводимые данные по состоянию международной миграции, однако, касаются лишь относительно небольшой части иностранной рабочей силы, поскольку основным ее источником, как свидетельствует изучение реальной ситуации, является нелегальная трудовая миграция.
В связи с этим Госкомстат РФ, начиная с 1998 года, дает ежегодную оценку использования иностранной рабочей силы с учетом нелегальной миграции. Делается это в рамках баланса трудовых ресурсов, где введена новая составляющая трудовых ресурсов под названием "работающие граждане других государств".
В 1998 году по данным Госкомстата в России работали 549 тысяч иностранцев, в 1999 - 706, в 2000 – 699, в 2001 году - 675 тысяч. Причем эти цифры относятся к среднегодовой численности, тогда как сведения миграционной службы касаются физических лиц. Учитывая сезонный характер значительной части трудовой миграции, можно считать, что 700 тысяч работников в среднегодовом исчислении соответствуют 1,5-2 миллиона физических лиц. В 2002 году количество прибывших в Россию составило 184612, в 2003 – 129144, в 2004 – 119157, в 2005 – 177230, в 2006 – 186380 и в 2007 – 286956 человек[14].
Госкомстат пока ограничивается общей цифрой работающих иностранцев без распределения их по отраслям экономики. По оценке некоторых исследователей, это распределение по своей структуре может отличаться от соответствующих данных миграционной службы, скорее всего, в сторону усиления доли строительства и особенно торгово-коммерческой деятельности.
В территориальном распределении работающих граждан других государств гораздо сильнее, чем в рамках учета официальной миграции, выделяется Москва. В 2001 году по оценке Госкомстата Москва "отхватила" 64,3% иностранной рабочей силы (по данным миграционной службы только 29,2%) и в результате иностранцы составили более 8% занятых в экономике Москвы.
Хотя сведения Госкомстата о привлечении иностранной рабочей силы значительно масштабнее данных миграционной службы, они, вероятнее всего, занижены. Об этом, в частности, свидетельствует сравнение соответствующих цифр по ряду регионов. Например, в Московскую область официально в 2001 году было привлечено 11,5 тысячи иностранцев, а согласно балансу трудовых ресурсов в среднегодовом исчислении общее число привлеченных оказалось 8,8 тысячи. В Приморском крае - соответственно 14,8 и 12,9 тысячи. Балансовая цифра по Москве в 5,3 раза превышает официальное привлечение иностранцев[15].
Иммиграция в Россию представлена несколькими потоками.
Во-первых, это миграция на постоянное место жительства. Методика сбора информации, касающейся этого потока, в последнее время была сильно нарушена. В силу ряда причин с 2002 г. статистика не фиксирует мигрантов – не граждан России в большинстве регионов; не учитываются иностранные трудовые и учебные мигранты. По итогам переписи населения 2002 г., в России проживает на 1,8 млн. человек больше, чем по сведениям текущего учета. Поскольку случаи рождений и смертей в России регистрируются более или менее точно, то «прибавка» была отнесена на миграционный прирост. При этом переписью удалось охватить не всех мигрантов, проживающих в стране.