С институциональной точки зрения валютные рынки — это совокупность банков, брокерских фирм, корпораций, особенно ТНК. Банки совершают 85—95% валютных сделок между собой на межбанковском рынке, а также с торгово-промышленной клиентурой. В соответствии с национальным банковским или валютным законодательством права банков осуществлять международные операции и валютные сделки при кризисах ограничиваются или требуется специальное разрешение (лицензия). Это может касаться проведения всех валютных операций или некоторых из них, например валютных сделок с резидентами для банков в «оффшорных» зонах. [2, 284]
Банки, которым предоставлено право на проведение валютных операций, называются уполномоченными, девизными или валютными. Не все девизные банки могут в равной степени участвовать в операциях валютного рынка. Величина банка, его репутация, степень развития зарубежной сети отделений и филиалов, объем совершаемых через банк международных расчетов — эти факторы в значительной мере определяют его роль на валютных рынках. Определенную роль играют периодически вводимые валютные ограничения, состояние телексной и телефонной связи в местах, где расположен банк, а также его политика. Поэтому наибольший объем валютных операций приходится на долю транснациональных банков (ТНБ): Citibank, Chase Manhattan Bank, Deutsche Bank, Dresdner Bank, Barclays Bank, Union Bank of Swizerland, Sumitomo Bank, Mitsubishi Bank, ABN Amro и др. Эти банки совершают сделки на очень крупные суммы (100—500 млн долл.), тогда как стандартная сделка от 1 до 10 млн долл. оказывает ощутимое воздействие на состояние валютного рынка и имеет конкурентное преимущество в борьбе за выгодные сделки. Обладая сетью зарубежных отделений, они круглосуточно проводят валютные операции попеременно через свои зарубежные отделения.
Новым участником валютного рынка стали инвестиционные фонды, осуществляющие диверсифицированное управление портфелями активов, размещая валюты в высоколиквидные и надежные ценные бумаги правительств и корпораций различных стран. Наиболее известны фонд «Quantum» Джорджа Сороса, фонд «Dean Witter», другие международные хедж-фонды. В условиях либерализации валютных рынков их появление связано с необходимостью страховать возросшие валютные и кредитные риски. Участие в их создании, как правило, принимают ТНБ и инвестиционные фонды. Поэтому в хедж-фондах сосредоточиваются значительные суммы, позволяющие не только страховать риски, но и заключать крупные спекулятивные сделки, способные снизить курс валют небольших стран. [4, 187]
На валютном рынке участвуют институты небанковского характера (страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании). Однако эти институты используют на рынке в качестве посредников брокерские фирмы, которые являются еще одним важным участником валютного рынка, выполняя посреднические функции между продавцами и покупателями валюты. В числе преимуществ работы через брокера — анонимность совершения сделок, непрерывность процесса котировки, возможность предлагать собственные цены. Объемы валютных операций брокеров постоянно растут, охватывая около 30% валютных операций, на Лондонском рынке — 35%, а по операциям с долларом несколько выше. В середине 90-х годов появились электронные брокеры, осуществлявшие, например, в Токио в 1997 г. около 50% операций доллар-иена. Ведущее положение среди брокерско-дилерских фирм занимают «Меррилл Линч» (Merrill Lynch Pierce Fenner & Smith), И. Ф. Хаттон (E.F.Hutton), «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), «Морган Стэнли» (Morgan Stanley). [2, 287-288]
Хотя в некоторых странах (ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса, Скандинавии) сохранились валютные биржи, роль их незначительна, и их функции — организация торгов валютой, мобилизация свободных ресурсов, фиксация справочных курсов валют.
Крупные банки, в первую очередь ТНБ, имеют валютные отделы, оснащенные ЭВМ, телефонной и телексной связью с другими банками, посредническими брокерскими фирмами и мировыми финансовыми центрами. Они подсоединены видеосвязью к телеграфному агентству (Рейтер и др.), которое постоянно сообщает о важнейших политических и экономических событиях, а также о курсах валют. [2, 289]
После второй мировой войны получили широкое развитие различные виды валютных операций. В период распространения валютных ограничений до конца 50-х годов в промышленно развитых странах преобладали валютные сделки с немедленной поставкой валют («спот») и срочные («форвард») сделки, причем последние зачастую были объектом валютного регулирования. Либерализация валютного законодательства на рубеже 50-х и 60-х годов привела к развитию валютных операций «своп» вместо ранее практиковавшегося обмена депозитами в различных валютах. Дальнейшее развитие срочных валютных сделок было связано с либерализацией движения капиталов, вызвавших потребность в хеджировании (страховании рисков) дополнительно к традиционным операциям по покрытию рисков по торговым операциям. Усилившийся контроль со стороны наблюдательных органов за состоянием банковских балансов также способствовал замене ранее практиковавшихся валютных операций по страхованию рисков, отражавшихся в балансах, срочными валютными сделками и операциями «своп», так как они учитываются на внебалансовых счетах.
С 70-х годов развиваются фьючерсные и опционные валютные сделки — новая форма спекулятивных сделок и хеджирования от валютных рисков, особенно когда товарная сделка, создающая риск, возможна, но не обеспечена (например, при участии в торгах). Банки стали совершать валютные сделки в сочетании с операциями «своп» с процентными ставками. Наличные валютные операции осуществляет большинство банков, срочные операции и «своп»-сделки — в основном более крупные банки, регулярные опционные операции — крупнейшие банки.
2. Информационные технологии, используемые в международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях (ТАРГЕТ, ЕВРО-1, ЕВРО-2, СТЕП-1, СВИФТ и др.)
В современных условиях сложились определенные системы международного обмена информацией между банками. В их числе общие сети платежной документации, канал для операций с кредитными платежными средствами (EPS-NET) и др. Применяются международные автоматизированные системы межбанковских расчетов: по торговле ценными бумагами — СЕДЕЛ, по валютным операциям и информационным услугам — «Рейтер монитор сервис». С осени 1986 г. группа европейских банков использовала коммуникационную сеть для взаимных расчетов в ЭКЮ, замененных с 1999 г. на евро. Эта система управляется банковской ассоциацией «ECU Bankers Association» (ЭКЮБА), обеспечивая эксплуатацию своей компьютерной системы и своевременное освоение банковских стандартов. Кроме того, система хорошо развита в рамках СВИФТ и выполняет необходимые расчеты, обеспечивая ведение баланса и учет позиции каждого участвующего в операциях банка. По окончании операционного дня отчет по взаимным расчетам направляется в Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), а каждому банку-участнику передается информация по его счетам о взаимных расчетах. [8, 225]
Часть платежей на современном этапе осуществляется через общеевропейские платежные системы, такие, как ТАРГЕТ (система брутто-расчетов центральных банков в режиме реального времени) или Евро-1, Евро-2 или Евроклиринг Банковской ассоциации евро. Подавляющая же часть расчетов, которые представляют собой платежные операции между хозяйствующими субъектами одной и той же страны, останутся в рамках национальных платежных систем.
Наряду с транснациональными системами обмена информацией существуют частные каналы связи, создаваемые некоторыми учреждениями или группами учреждений. Они заключают соглашение по обработке потоков платежных документов и накоплению финансовой информации с какими-либо пользующимися их доверием учреждениями. Однако при формировании частных сетей обмена банковской информацией пользователи применяют общепринятые в мировом сообществе нормы. Подобное взаимодействие вычислительной техники на национальном и международном уровнях упрощает процедуры обмена информацией и снижает ее стоимость.
Цель создания общей системы информации достигается путем установления согласованной национальной сети и межстрановых обменов. Оплата за использование сети информации на международном уровне обычно производится на основе унифицированных тарификационных услуг. Мировой опыт стран показывает, что необходима специальная межбанковская координационная группа, которая определяет оптимальный выбор платежных инструментов, межбанковские правила по безналичным расчетам, разрабатывает межбанковскую систему телерасчетов, осуществляет внедрение и использование передового опыта новых электронных систем.
Для повышения эффективности международных валютно-кре-дитных и расчетных операций необходима их максимальная компьютеризация. С этой целью в Брюсселе в 1973 г. было создано акционерное общество — Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть (СВИФТ); официально функционирует с 1977 г. Основная задача СВИФТ — скоростная передача банковской и финансовой информации, ее сортировка и архивирование на базе средств вычислительной техники. Первые передачи охватывали 513 банков из 15 стран. В 1997 г. услугами СВИФТ пользовались 5950 банков и финансовых учреждений из 160 стран. С 1987 г. СВИФТ обслуживает и небанковские учреждения — брокерские и дилерские фирмы, клиринговые, страховые, финансовые компании. Одновременно решается проблема стандартизации операций на мировом финансовом рынке, где осуществляются купля, продажа, залог и другие сделки с ценными бумагами.
Наша страна вступила в СВИФТ в 1989 г. Более 230 банков России являются участниками международной межбанковской системы связи. Вступительный взнос ежегодно меняется. Акции распределены в соответствии с объемом передаваемой информации. В 1997 г. через СВИФТ ежедневно передавалось более 4 млн опционных полях (необязательных). Сообщения, как правило, передаются от одного участника СВИФТ другому (другим), но практикуются и системные сообщения, позволяющие взаимодействовать пользователю и коммуникационной системе. Системные сообщения используются для запроса определенных данных и получения специальных отчетов, для поиска сообщений в базе данных, для учебных и тренировочных целей. Система может направлять запросы и ожидать ответы или информировать пользователя о своем состоянии, обновлении, новых услугах и т. д. [10, 229]