Неокейнсианство исследовало проблемы динамики эффективного спроса, использование инвестиций, понятие мультипликатора. Другие же аспекты теории Кейнса, относящиеся к денежной сфере (динамика денежной массы, норма процента, цены), были признаны несущественными и в моделях экономического роста и цикла почти никакой роли не играли. Если в теории Кейнса признавалась важность денег и их особые пути воздействия на экономические процессы, то в неокейисианских теориях экономического роста деньги остались за пределами экономического анализа.
В послевоенный период наибольшую известность в экономической литературе Запада получили неокейнсианские модели экономического роста, выдвинутые английским экономистом Р. Харродом и американскими экономистами Е. Домаром и Э. Хансеном. Они пришли к следующим выводам:
· постоянный экономический рост позволяет экономике достигать равновесного состояния при вовлечении производственный процесс всех факторов производства страны;
· в долгосрочном периоде средняя склонность к сбережению и средняя эффективность инвестиций являются постоянными величинами;
· достижение постоянною экономическою роста и динамическою равновесия автоматически невозможно, значит, государство должно активно регулировать экономическое развитие страны путем изменения величины инвестиций.
Несмотря на общие выводы, их взгляды на исходные данные модели различались. Харрод связывает экономический рост с равенством инвестиций и сбережений. Домар же исходит из равенства совокупного спроса и предложения, то есть денежного дохода и производственных мощностей.
Экономическая теория Харрода, дополненная Домаром, анализирует не момент нарушения равновесия в экономике и восстановления его (статическое равновесие Кейнса), а длительный период устойчивого экономического роста (динамическое равновесие), теоретически обосновывая устойчивые темпы роста рыночной экономики.
Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста. Третьим фактором роста Харрод считает размеры наколенного капитала
Модель роста, разработанная Харродом, должна была обеспечить динамическое равновесие основных народнохозяйственных величин. Темп экономического роста в этой модели в конечном итоге зависит от доли накопления в национальном доходе и капиталоемкости продукции. Следует отметить абстрактный характер модели, так как в ней отражены лишь самые общие зависимости процесса общественного производства: между накоплением, потреблением и темпами роста национального дохода при данных и неизменных технико-экономических условиях. По сути, рассматривается экстенсивный тип роста.
Вопросы циклического развития рыночной экономики от подъемов к спадам разрабатывались в динамической теории цикла, наиболее видным представителем, которой является американский экономист Э. Хансен. Основная рекомендация Хансена – расширение спроса за счет государственного бюджета, что неизбежно развязывает инфляцию и сводит в конечном счете на нет попытки преодолеть противоречие между производством и потреблением, так как финансирование осуществлялось бы за счет государственного долга.
Экономический кризис 1973–1975 гг. способствовал формированию нового течения – посткейнсианства, признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж. Робинсон. Оригинальность посткейнсианства как самостоятельного течения наиболее отчетливо проявилась в разработке теории экономического роста и распределения продукта, в основу которой положена идея, что темпы роста общественного продукта зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля же заработной платы определяется как остаточная величина. Реальное значение пост кейнсианской теории состоит в том, что в ней предпринята попытка увязать пропорции распределения с пропорциями воспроизводства:
Структурный кризис и сопровождавшая его длительная депрессия, охватившие мировую экономику с середины 70-х гг., вызвали активизацию исследований макроэкономической динамики. В центре внимания оказалась забытая идея Й. Шумпетера о неравномерном характере экономического роста и нововведениях как факторе этой неравномерности. Согласно этой теории нововведение нарушает экономическое равновесие, которое затем восстанавливается под воздействием процессов экономической конкуренции. Неоклассическая теория не могла объяснить периодических колебаний экономической активности. Разрабатывается теория долгосрочного технико-экономического развития. В России она нашла отражение в работах С. Ю. Глазьева, который концентрирует свое внимание на макротехнологической динамике, содержании, механизме и географии смены технических укладов.
3. Проблемы экономического роста в современной российской экономике.Пока не найдена новая модель экономического роста, экономическое развитие будет медленнее, чем хотелось бы. (1)
"Период сверхбыстрого развития привел к тому, что очень многие были подвержены эйфории, кризис всех отрезвил. Но лишь справились со значительной частью его симптомов, только с частью. И пока не найдена новая модель роста, экономическое развитие будет медленнее, чем всем нам того бы хотелось", - сказал Д. Медведев, выступая 26.01.2011года на экономическом форуме в Давосе.
Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по добыче эффективных природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры социальной сферы, прежде всего в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования, здравоохранения.
Ужесточается конкуренция на внутренних рынках и ускорения процесса интеграции в мировую экономику.
Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.
Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьезным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайне ограниченным количеством современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.
Мировая экономика, а также Россия, могут вернуться к моделям развития, существовавшим до кризиса, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. (2)
Риски возврата к прежней модели развития, ориентированной на сырьевой сектор, сохраняются и в России, хотя кризис наглядно продемонстрировал ее несостоятельность: в 2008 году буквально за полгода нефть подешевела более чем в четыре раза. В той ситуации мировые центробанки закачали очень большие деньги в мировую экономику, что вновь раздуло цены на сырье, и в этом пузыре весь мир живет до сих пор.
На данный момент промышленность РФ уже достигла 97,99% докризисного уровня и может окончательно выйти на него в конце 2011 - начале 2012 года. Правда, по словам главы Минфина Кудрина, некоторые отрасли существенно не дотягивают до прежних показателей - машиностроение на 20%, металлургия на 8%, строительство на 5%.
Одной из главных задач российских властей - это увеличение годовых темпов роста ВВП до 6-7%. В ближайшие годы рост ВВП будет составлять порядка 4%, но этого недостаточно.
Министерство экономического развития подготовило инновационный сценарий развития российской экономики, предполагающий сохранение дефицита бюджета в 2% ВВП до 2020 года при ценах на нефть 100 долларов за баррель. Что неприемлемо, поскольку чревато большой зависимостью от нефти и серьезными рисками для российской экономики.
При средней цене нефти в 61 доллар за баррель в 2010 году дефицит бюджета сложился на уровне 3,9% ВВП. Дефицит бюджета необходимо сокращать: без этого Россия не будет иметь "длинных" денег и необходимой инвестиционной среды.
В 2010 году объем инвестиций в экономику РФ составил 20,5% ВВП, или более 9 триллионов рублей. При этом прямые иностранные инвестиции в РФ в 2010 году упали в 1,5 раза, до 12-14 миллиардов долларов. Поэтому важно задействовать и простимулировать все потенциальные источники инвестирования. Так, для увеличения инвестиционной активности регионов РФ Минфин предлагает с 2012 года создать специальный фонд поощрения лучших.
Налоговая нагрузка на компании может вырасти. Сейчас естественные монополии не платят налог на имущество с инфраструктурных и сетевых объектов (железнодорожных путей, линий электропередачи и трубопроводов), однако обсуждается поэтапная отмена этой льготы в течение ближайших пяти лет. Это может привести к увеличению налоговой нагрузки монополий на 130 миллиардов рублей. Как следствие, тарифы естественных монополий за пять лет вырастут в пределах 1-1,5%
По сравнению с традиционными сырьевыми отраслями инвестиций недополучают переработка, машиностроение, по-прежнему крайне низок объем инвестирования в информационные технологии. Рост российского экспорта высокотехнологичной продукции в абсолютном значении остается также невысоким
Сохраняется нефтегазовая зависимость российской экономики. "Мы много говорим о том, что от нее нужно избавиться, уйти, но пока не удается и есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисные тенденции, и нашу модель, когда большой приток средств, связанный с высокими ценами на энергоносителями идет на укрепление национальной валюты"(1).