Смекни!
smekni.com

Анализ, синтез, планирование решений в экономике (стр. 48 из 65)

Рассмотрим пример, иллюстрирующий влияние на результаты комбинаторного синтеза различной степени значимости обобщен­ных функциональных подсистем.

Зададим морфологическую матрицу размерностью 3х3 (рис. 5.11 а), в которой представлены три обобщенные функциональные подсистемы (ОФПСi; =

). Каждая ОФПСi имеет три альтерна­тивы Aij(i =j =
). Иерархическое представление матрицы при­ведено на рис. 5.11б.

Для упрощения примера оценка обобщенных функциональных подсистем и альтернатив производится по одному критерию, ха­рактеризующему их эффективность.

При попарном сравнении обобщенных функциональных под­систем эксперт отвечает на вопрос, какая подсистема из двух срав­ниваемых дает больший вклад в новизну целостной системы. При попарном сравнении альтернатив, принадлежащих определенной подсистеме, эксперт отдает то или иное предпочтение, отвечая на вопрос, какая альтернатива из двух сравниваемых обладает боль­шей эффективностью. Степень предпочтения устанавливается по девятибалльной шкале. В табл. 5.14 приведено четыре варианта векторов приоритетов обобщенных функциональных подсистем и альтернатив, принадлежащих последним. Вариант 1 можно характеризовать тем, что все подсистемы и альтернативы, конкретизи­рующие соответствующую подсистему, равнопредпочтительны. В варианте 2 равнопредпочтительны между собой только обобщен­ные функциональные подсистемы. В варианте 3 равнопредпочти­тельны все альтернативы, принадлежащие соответствующим обоб­щенным подсистемам, а последние отличаются друг от друга вкла­дом, вносимым в новизну системы в целом. В варианте 4 отсут­ствуют равнопредпочтительные элементы. Результирующие векторы приоритетов альтернатив относительно фокуса иерархии (см. рис. 5.11 б) приведены в табл. 5.15.

Таблица 5.14

Варианты оценки обобщенных функциональных подсистем и альтернатив

Анализ результатов (см. табл. 5.14) позволяет сделать следую­щие выводы. В тех случаях, когда равнопредпочтительны одно­временно подсистемы и альтернативы (вариант 1) или только альтернативы (вариант 3), все синтезируемые комбинаторным мето­дом целостные системы будут также равнопредпочтительны. Ин­тегральные значения критерия качества "эффективность системы" для любой целостной системы равны 0,333 как для варианта 1, так и для варианта 3.

Предварительные оценки альтернатив в вариантах 2 и 4 не оди­наковы. Учет в иерархическом синтезе различной степени пред­почтительности обобщенных функциональных подсистем относи­тельно их вклада в эффективность целостной системы приводит к различным векторам приоритетов альтернатив относительно фо­куса иерархии, а следовательно, к различным значениям критерия качества у синтезируемых композиций альтернатив. Например, лучшей для варианта оценки 2 является композиция А11А21А31 (зна­чение критерия 0,729), а лучшей для варианта оценки 4 является композиция А11А22А33 (значение критерия 0,713).

Для всего морфологического множества вариантов (27 вариан­тов), синтезированных на морфологической таблице (рис. 5.12), рассчитаны значения критерия качества "эффективность системы" с учетом вариантов 2 и 4 оценки альтернатив и обобщенных функ­циональных подсистем (см. табл. 5.15).

Таблица 5.15

Результирующие векторы приоритетов альтернатив по критерию "эффективность"

Анализ приведенных графиков (см. рис. 5.12) показывает, что при установлении равного вклада со стороны обобщенных фун­кциональных подсистем в эффективность целостной системы (кри­вая 1) можно выделить шесть вариантов систем с существенно более высоким значением этого критерия по сравнению с осталь­ными. Множество этих систем состоит из следующих вариантов:

M1 = {1, 3, 4, 5, 6, 27}. Указанным вариантам соответствуют следующие комбинации альтернатив: 11А21А32), (А11А22А31), (А11А23A31), (A12A21A31), 13A21А31), (А11А21А31). При установлении различного вклада со стороны обобщенных функциональных под­систем в эффективность целостной системы (кривая 2) выделяется девять вариантов конструкций с существенно более высоким значе­нием рассматриваемого критерия по сравнению с остальными.

Множество этих систем состоит из следующих вариантов:

М2= {1,2, 3,4, 11, 12, 15, 16, 27}.

В заключение можно отметить, что интегральное качество син­тезируемой целостной системы определяется, с одной стороны, относительным качеством обобщенных функциональных подсиcтем, а с другой — относительным качеством альтернатив, их реа­лизующих.

Синтез систем на основе качественных классификационных признаков

Синтез вариантов систем на морфологических таблицах мож­но осуществлять с использованием качественных классификаци­онных признаков, характеризующих свойства альтернатив. Клас­сификационные признаки несут обобщенную специфическую информацию о системах, отличающуюся от рассмотренной ранее информации, определяющей предпочтения по критериям качества. Классификационные признаки могут Сыть использованы в зада­чах поиска в морфологических множествах вариантов, наиболее сходных по функциям и структуре с заданным известным прото­типом или поисковым заданием, отражающим желаемые для ис­следователя свойства. В таких задачах исследователи и эксперты в большей степени оперируют не количественными данными, а понятиями, имеющими качественный характер. Качественные при­знаки наиболее информативны и при решении задач синтеза ори­гинальных (экзотичных) вариантов систем, обладающих свойства­ми существенной новизны и конкурентоспособности.

Синтез вариантов, сходных с прототипом. Задачу поиска в морфологическом множестве вариантов систем, наиболее близких к прототипу или поисковому заданию, можно решать на основе мер сходства и различия. Целевая функция в этой задаче имеет следую­щий вид: найти подмножество SÎ W, для элементов которого

где С(Si1, S2) — мера сходства между описанием синтезированного варианта си­стемы Si1 и прототипом или поисковым решением S2.

Морфологический синтез на основе классификационных при­знаков с учетом целевой функции, в основе которой лежит мера сходства (5.14), осуществляется следующим образом.

Вначале формируется морфологическая таблица (табл. 5.16), в которой альтернативы Aij охарактеризованы множеством призна­ков fij.

Наличие у альтернативы того или иного признака из указанно­го множества отмечается в морфологической таблице единицей, а отсутствие — нулем. Прототип, относительно которого вычисля­ется мера сходства, задается аналогичным образом. Предположим, что прототип синтезирован из альтернатив морфологической таб­лицы и состоит из композиции А11А21А31. После определения про­тотипа осуществляется генерация всех вариантов, содержащихся в рассматриваемой таблице. Поисковые образы сгенерированных вариантов сравниваются с образом прототипа (табл. 5.17).

Для каждой пары, состоящей из прототипа и поискового обра­за варианта, вычисляется мера сходства: C(Sll, S2) =0,87; C(Sl2, S2) = 0,84; C(Sl18, S2) = 0,7. Варианты упорядочиваются по степени близости к прототипу. Подмножество наиболее близких к про­тотипу вариантов в конечном итоге предоставляется эксперту для более детального анализа.

Выявление в морфологических множествах наиболее ориги­нальных вариантов. Прогресс в социально-экономической и тех­нологической сферах определяется внедрением новых эффективных систем. Задача по выявлению и обоснованию новых вариантов си­стем достаточно трудоемка, так как требует сопоставления систем по большому числу классификационных признаков. Вариант систе­мы, принадлежащей некоторому множеству вариантов, наиболее оригинален, если он в наименьшей степени включен по составу признаков во все оставшиеся варианты из рассматриваемого мно­жества. Формализация процедуры выявления в морфологическом множестве новых, наиболее оригинальных вариантов систем осно­вана на использовании мер включения и сходства.

Поиск наиболее оригинального варианта в морфологическом множестве осуществляется но следующему алгоритму.

Этап 1. На основе морфологической таблицы генерируются все варианты, образующие морфологическое множество.

Этап 2. Для всего морфологического множества вариантов стро­ится матрица включения или матрица сходства.

Этап 3. Вычисляется правый собственный вектор W матрицы, построенной на предыдущем этапе.