Массовый "мозговой штурм" проводится участниками сессии — массовой (до нескольких сот человек) аудиторией, решающей какую-либо сложную задачу. Отбор идей производится на промежуточных этапах. Участники группируются по 6 — 8 человек, при этом важно, чтобы непосредственное отношение к задаче имел лишь руководитель группы, а остальные члены группы были бы лишь знакомы с нею (иначе могут сыграть негативную роль элементы амбиции специалистов, разработавших ранее этот проект). Штурм проходит в два этапа. На первом этапе оперативными группами проводится прямой коллективный "мозговой штурм". При этом желательно, чтобы задача касалась того участка, на котором работают участники оперативной группы. Длительность первого этапа — не более 15-20 мин. На втором этапе по окончании сессии руководители каждой группы в течение нескольких минут оценивают выдвинутые идеи, отбирают из них наиболее интересные и сообщают их на "пленарном заседании". После завершения работы некоторые идеи начинают внедряться, а другие передаются экспертам для доработки.
Письменный "мозговой штурм" применяется, когда нет возможности собрать специалистов в одном месте. В этом случае формируется творческое задание в форме довольно подробного вопросника, который отражает в альтернативном виде основные проблемы, требующие решения. В остальном процедура та же, что и при обычном "мозговом штурме". Метод письменного "мозгового штурма" исключает возможность обмена идеями и поэтому тормозит появление оригинальных идей.
Двойной "мозговой штурм" органически соединяет в себе процессы генерирования идей и их доброжелательной позитивной критики. Сессия делится на два формальных этапа с перерывом между ними в 45 мин.
Первый этап — постановка творческого задания, формулирование участниками своих предложений. На втором этапе проводится неофициальная часть сессии, непринужденное свободное обсуждение. Поощряются обсуждение предложенных идей, их позитивная критика, непринужденное генерирование новых. Третий этап — продолжение выдвижения идей, но более конкретных, практически реализуемых. По окончании сессии экспертами проводится оценка идей, их проработка и внедрение в жизнь.
Обратный "мозговой штурм" отличается от прямого тем, что здесь большое внимание уделяется критике высказываемых идей. На совещании решаются более узкие, специальные задачи. Содержанием работы на сессии является всесторонний анализ слабых мест в объекте, который необходимо усовершенствовать или заменить новым. В результате составляется своеобразная ведомость всякого рода недостатков в системе. Недостатки оцениваются экспертами, которые исключают ошибочные замечания и выводы. После этого проводится прямой "мозговой штурм" по ликвидации вскрытых недостатков.
Конференция идей — одна из разновидностей коллективного творчества. От "мозгового штурма" она отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик, комментариев. Считается, что критика может даже повысить ценность выдвинутых идей. Поощряется фантазирование и комбинирование идей.
К конференции идей привлекаются руководители и рядовые сотрудники, лица, постоянно имеющие дело с данной проблемой, и новички, которые часто выдвигают новые, свежие идеи. Например, разновидность конференции идей — "дискуссия 66" представляет собой разбивку больших по составу творческих коллективов на мелкие дискуссионные группы по 6 человек, которые в течение 6 мин (отсюда название метода) проводят мини-конференции по четко сформулированной проблеме.
6.4. Методы ассоциаций и аналогий
Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относятся метод фокальных объектов и метод гирлянд случайных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых совершенно необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, новых способов управления.
Метод генерирования случайных ассоциаций формализован двумя алгоритмами.
Алгоритм 1. Перед началом работы алгоритма задается следующая информация: А — список объектов; В — список признаков; С — матрица связей А и В, причем Сij = 1, если i-й объект обладает j-м признаком, в противном случае Сij = 0.
Работа алгоритма заключается в случайном выборе объекта из списка А и всех его признаков из списка В. В результате получается случайная ассоциация "объект — признаки". Следующая ассоциация получается независимо от предыдущей.
Алгоритм 2. Входная информация в этом алгоритме совпадает с входной информацией алгоритма 1.
Выполняются следующие процедуры:
1. Случайный выбор из списка А объекта а.
2. Выбор из списка В всех признаков объекта а. Результат — список Ba.
3. Случайный выбор из списка Ba признаков b.
4. Выходные данные: а, Ba, b.
5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b. Результат — список Аb.
6. Случайный выбор из списка Аb объекта а.
7. Перейти k раз к процедуре 2.
8. Конец.
На каждой итерации алгоритма пользователю выводится очередная случайная ассоциация "объект — признаки — случайный признак". Результатом работы является гирлянда ассоциаций длины k. Последовательность объектов в гирлянде характерна тем, что соседние объекты имеют общий признак.
Оригинальность и допустимость идей, получаемых на основе случайных ассоциаций, существенно зависят от входных списков А и В. При этом, чем больше пересечение признаков фокального объекта со списком В, тем больше вероятность получения допустимой идеи и меньше — оригинальной.
Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задач по созданию нового потребительского товара.
Исходная информация:
А = {а1 — авторучка, а2 — фонарь, a3 — радиоприемник, a4 — часы}.
В = {b1 — стеклянный, b2 — светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 — плавающий, b5 — встроенный, b6 — гигантский, b7 — миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.
Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:
Выполняемые процедуры:
1. Случайный выбор из списка А объекта:
a2 — фонарь.
2. Выбор из списка В всех признаков объекта а2.
= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.3. Случайный выбор из списка
признака b:b4 — плавающий.
4. Выходные данные:
a2 — фонарь;
= {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.b4 — плавающий.
5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b.
= {а1, a2, a3, a4}.6. Случайный выбор из списка
объекта:a3 — радиоприемник.
После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, в4 — плавающий, a3 — радиоприемник.
Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.
7. Переход к процедуре 2.
Результат — список
= {b4, b5, b6, b7, b8}.8. Случайный выбор из списка
признака: b8 — источник энергии — тепловая энергия.9. Выходные данные:
а3 — радиоприемник;
= {b4, b5, b6, b7, b8}; b8 — источник энергии — температура тела человека.10. Выбор из списка А всех объектов с признаком b8: