Смекни!
smekni.com

Экономические взгляды дворянских либералов о направлениях развития России и путях ее экономическ (стр. 1 из 3)

Содержание:

Введение

1. Сущность российского либерализма.

2. Программы направлений русской общественной мысли.

Борьба «славянофилов» и «западников».

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только работы ученных экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения.

С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки.

Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались.

Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее с взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни.

Экономическая мысль России нашла отражение в работах известных авторов, представляющих различные направления экономической науки.

Отечественные экономисты, проводившие экономические исследования, опирались на работы предшественников.

Представители российской экономической мысли придерживались различных взглядов, принадлежали к разным школам экономической науки.

В своей работе рассмотрю экономические взгляды дворянских либералов и некоторые экономические взгляды принадлежавшие двум течениям: «западникам» и «славянофилам», и выясню в чем заключалась борьба между этими двумя направлениями русской общественной мысли.

1. Сущность российского либерализма.

Раскрепостительная эпоха реформ Александра II принесла новое дуновение западной политэкономии в России.1

Либерализм – идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства.2

В качестве идеологического течения либерализм заявил о себе ещё в дореформенное время.

Время возникновения либерализма как общественного движения — 60-е годы XIX века.

Либеральная мысль в России зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование.3

В эпоху царствования императора Александра II последовал ряд реформ. Русская интеллигенция крайне энергично занялась экономическими вопросами.4

Вопрос о экономической эволюции России представляет одну из наиболее спорных областей русской экономической науки. Вопрос этот – старый, координальный и до сих пор окончательно не решенный. Как ученные, так и все русское интеллигентное общество делятся в этом отношении на два лагеря. По взглядам одного, Россия должна развиваться по своему, отличному от Западного, пути. Согласно другим, свое экономическое развитие Россия должна пройти по тому же пути, что и Запад.

И славянофилы, и западники в той классической форме, в какой они оформились в 40-е годы XIX века, были в основном либералами.5

Либеральных взглядов придерживались такие представители западников и славянофилов: Т.Н. Грановский; М.Н. Катков; Б.Н. Чичерин; А.С.

Хомяков и др.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века был Б.Н. Чичерин (1828—1904 гг.), автор пятитомника «История политических учений», а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права. Суть либерализма, по теории Чичерина, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество.
_________

1История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, И. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,2008. стр.340

2Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ 1995. стр.340

3http://www.e-college.ru/Юрчук В.С. История политических и правовых учений Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права.

4Историки экономической мысли России; под ред. М.Г. Покидченко, Е.Н. Калмычковой. – М.: Наука,2003. стр.227

5там же. стр.201

Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти.1

Б. Чичерин сформулировал теоретические основы российского либерализма в его «классическом виде». Как истинный либерал, он считал необходимым условием цивилизационного развития свободу личности. Изложенная им ещё в 50-х годах программа практических действий состояла в ликвидации феодальных пережитков в экономике, отмене крепостного права, невмешательстве государства в экономическую сферу, свободе частного предпринимательства, формировании частной собственности и защите частной собственности и свободной конкуренции от атак социалистов.2

В 50-60-е гг. были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил.

В середине 50-х гг. видные либералы-западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, установили связь с А.И. Герценым. В «голосах России» они публиковали «письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были:

- свобода совести

- свобода от крепостного состояния

- свобода выражения общественного мнения

- свобода книгопечатания

- свобода преподавания

- публичность всех правительственных движений

- публичность и гласность суда

таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований – о введении в России конституционного правления. Эта уступка имела свои объяснения.

Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

Значительную помощь в выполнении этих задач оказал влиятельный журнал «русский вестник», созданный в 1586г М.Н. Катковым. В качестве необходимого условия осуществления реформ журнал выдвигал принцип постепенности преобразований и выступал против революционного пути развития страны.

Свой вклад в разработку либеральной программы вносил и основанный в 1856г орган славянофилов «русская беседа», редактором-издателем которого являлся А.И. Кошелев. Особое внимание журнал уделял национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности» (русской самобытности) в различных сферах жизни общества. И хотя взоры

_________

1http://www.e-college.ru/Юрчук В.С. История политических и правовых учений Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права.
2История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, И. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,2008. стр.340

славянофилов были обращены допетровскую Россию, примеры для подражания, извлеченные ими из этого времени, были пропитаны либеральным духом.

Главным видом деятельности либералов всех направлений в конце 50-х гг. стала работа в дворянских губернских комитетах по выработке условий крестьянской реформы. Именно тогда сложился самый радикальный вариант либеральной программы. Он во многом отличался от требований К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, М.Н. Каткова.

Центром создания такой программы стала Тверская губерния. В 1857 г предводителем местного дворянства был избран автор либерального проекта отмены крепостного права А.М. Унковский. Он сумел увлечь своими идеями большинство Тверского комитета.

1862 год начался в России с громкого скандала. Тверское дворянство направило Александру II адрес, в котором объявлялось «перед лицом всей России», что оно отказывается от всех своих сословных привилегий. Далее звучали слова, которые правительство привыкло слышать из уст самых радикальных групп интеллигенции, но никак не из от верноподданного дворянства: «мы уверенны, что все преобразования остаются безуспешными потому, что принимаются без спроса и без ведома народа. Собрание выборных всех земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных Положением 19 февраля» (19 февраля 1861г Александр II подписал «положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»)

К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, а также либеральные чиновники и правительство отрицательно восприняли тверской адрес. Особенно подозрительным им показалось то, что парламентская идея исходит от дворянства. Рождались опасения, что дворяне стремятся к народному представительству только затем, чтобы сорвать проведение крестьянской реформы.

Подрыву единства либералов способствовало и множество других событий.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой – интеллигенция да незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было о, что в момент отмены крепостного права они не добились разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать порой их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.1