Смекни!
smekni.com

Анализ развития экономики и общества Казахстана (стр. 4 из 6)

– создается общий энергетический рынок государств ЕврАзЭС, который позволит обеспечить энергетическую безопасность наших стран и удовлетворить потребности внутреннего рынка Сообщества в энергоносителях;

– создаются условия для перехода на взаиморасчеты в национальных валютах и формирования расчетно-платежной системы ЕврАзЭС.

Активная деятельность по поддержке предпринимательских структур Сообщества в реализации совместных проектов на евразийском экономическом пространстве будет способствовать успешному решению задач интеграции и формированию Единого экономического пространства. Укрепление взаимодействия государств-членов Евразийского экономического сообщества придаст новый импульс сотрудничеству предпринимательских структур и власти, что позволит оптимально использовать ресурсы и потенциал каждой из стран Сообщества в целях повышения благосостояния их граждан.

Таким образом, успехи Казахстана за прошедшие 18 лет в социально-экономическом развитии неоспоримы. Но многое еще предстоит сделать для того, чтобы обеспечить принципиально новые качество и структуру экономического роста, формируемые путем ослабления зависимости экономики от энергосырьевого сектора и импорта готовой продукции, усиления роли обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и потребительского сектора.

Кризис кризисом, а жизнь будет продолжаться. Кризис рано или поздно закончится и начнется рост. Правда, он вывернул наизнанку все наши проблемы, выставил все наши слабые стороны на всеобщее обозрение. Деваться некуда, придется преодолевать слабости, решать проблемы. На это направлены объявленные Главой государства и разрабатываемые правительством стратегический план до 2020 года (Стратегия-2020), пятилетний план в рамках введенной системы государственного планирования. Многие научные силы уже прогнозируют тенденции роста основных показателей социально-экономического развития страны. Это естественно и необходимо. Какой будет пост­кризисное развитие экономики на этот раз, в первую очередь так называемый восстановительный рост?
Экономический рост
Предшествующий десятилетний период был периодом, наступившим после трансформационного кризиса, принесшего стране множество тяжелых политических и социально-экономических потрясений и отличавшегося особой длительностью и глубиной. Поэтому рост экономики, начавшийся в
1999 г. и продолжавшийся до 2009 г., т.е. в течение десяти лет, можно рассматривать как посткризисный восстановительный экономический рост.
О восстановительном росте впервые после 20-х годов прошлого века начал писать
Е. Гайдар, и надо признать, что восстановительный рост достаточно необычный, не очень хорошо изученный, а значит, малоизвестный широкому кругу исследователей феномен. То, что сегодня мы знаем, - знаем благодаря работам некоторых советских ученых-экономистов, исследовавших этот феномен с середины 20-х годов ХХ века, а теперь работам Е. Гайдара, глубоко исследовавшего экономический кризис 1992-1998 гг. и посткризисный экономический рост в России.
Прежний восстановительный посткризисный рост начался, если быть точным, в
1997 г., когда впервые после 1989 г. экономика имела положительный рост - на 0,5 процента. Но в следующем 1998 г. этот рост был прерван наступившим в августе финансовым кризисом под влиянием российского финансового кризиса, связанного с дефолтом, объявленным вынужденно правительством Российской Федерации 17 августа 1998 г. К счастью, он был быстро преодолен, и в 1999 г. рост возобновился.
Прошлый экономический кризис, о котором идет речь, начался еще при советском строе в 1990 г., когда впервые произошел спад производства во всех союзных республиках. Затем он перерос в постсовет­ский трансформационный кризис, связанный с переходом бывших республик от плановой экономической системы в рыночную, т.е. когда государственные и общественные институты и инструменты управления старой системы отмирали, а новые системы еще находились в процессе формирования и не сформировались. Небольшой и кратковременный рост экономики
1997 г. не может изменить общую закономерность посткризисного восстановительного роста. Этот феномен базируется на использовании имеющихся резервов старых производственных мощностей и ранее подготовленной рабочей силы, а также восстановлении прежних хозяйственных связей. Вначале это позволяет сделать резкий рывок или добиться высоких темпов роста в течение некоторого времени. Это естественно, поскольку экономика, оказавшаяся в глубокой депрессии, при наличии в стране с хорошо образованным населением и мотивированной рабочей силе в процессе восстановления роста всегда демонстрирует вначале высокие темпы. Здесь срабатывает и эффект низкой начальной базы. В Казахстане, как известно, население высокообразованно, в годы кризиса огромное число высококвалифицированных рабочих кадров оказались безработными, и получение ими работы, возникновение частной собственности, да и новые для них рыночные условия зарабатывания доходов, в том числе оплаты труда, служили мощными мотивами и подхлестнули их к активному труду. Но это обычно длится недолго, через короткое время начинается затухание темпов роста.
В посткризисной казахстанской экономике рост начался в 1999 г. и составил 102,7 процента, затем произошел резкий рывок, и ВВП вырос в 2000 г. на 9,8 процента, а в 2001 г. аж на 13,5 процента. После этого началось затухание экономического роста: в 2002 г. темп роста упал на 4,3 процента, т.е. до 109,2 процента. Это связано с тем, что ресурсы восстановительного роста - старых производственных мощностей и рабочей силы прежней квалификации быстро исчерпываются.
Однако в казахстанской пост­кризисной экономике затухание темпов прироста дальше не пошло вплоть до 2007 г. Они держались на уровне 9-10 процентов, только в 2007 г. он опустился чуть ниже уровня 9 процентов и составил 8,7 процента. Здесь сыграли свою роль девальвация тенге от 4 апреля 1999 г., аномально высокий рост мировых цен на нефть и создание рыночной экономики и ее мотивами на эффективный труд.
Восстановление
и модернизация
Нынешний посткризисный период, по всей вероятности, будет заметно отличаться от докризисного периода. И он будет состоять из двух этапов экономического роста: восстановительного роста и модернизационного развития экономики. Нынешний восстановительный рост сделает иными внешние факторы, которыми характеризуется восстановительный рост мировой экономики. Он будет складываться под влиянием следующих факторов. Первое - это перспектива роста инфляции, поскольку как только оживится спрос, придет в действие огромный инфляционный «навес», накопленный вливанием в мировую экономику беспрецедентно большой суммы государственных денег. Второе - большие проблемные долги банковской системы и сложности в кредитовании ею экономики. Третье - огромные государственные долги и большой бюджетный дефицит. Четвертое - чрезмерно высокий уровень безработицы, снизить который быстро не удастся.
Конечно, определяющую роль будут играть и внутренние факторы роста, прежде всего начнем с того, что кризис и спад производства не были столь глубокими, затяжными и не вызывали серьезных потрясений, поэтому эффект слабой базы не будет способствовать резкому рывку экономического роста. Но главное в том, что и свободные производственные мощности, и уровень безработных невелики. К тому же заметно вырос их и физический, и моральный износ. В отличие от начала века основная их часть в обрабатывающей промышленности теперь малопригодна для продуктивного использования. Они подлежат обновлению, и не простому обновлению.
Еще один фактор сдерживания быстрого восстановительного роста состоит в том, что нынешние работники предприятий - это не те работники, которые были в 1999-2007 гг. Поначалу они были вообще рады тому, что получили рабочие места, получают хоть какую-то зарплату в живых деньгах. Позже их взгляды и запросы менялись, они стремились улучшить свои условия жизни, оплаты труда и т.д., но все это не успело принять более жесткую форму. А теперь они будут более целеустремленно и последовательно добиваться более выгодных условий.
Сдерживающие
факторы
Что касается основных источников быстрого экономического роста, имевшего место в предыдущем периоде аномально высоких цен на нефть и большой поток дешевых иностранных кредитов, то такое уже вряд ли будет. Наученные горьким опытом государства развитых стран будут предпринимать меры по ограничению спекулятивных составляющих роста мировых цен на нефть, усилению надзора и контроля над банковской деятельностью, добиваться ее прозрачности. Мировые цены на нефть по всей вероятности будут находиться в пределах $70-90 за баррель.
Таковы основные факторы, сдерживающие рывок в экономическом росте и придающие ему на небольшой период несколько затухающий характер.
Но с другой стороны, власть будет ослаблять административные барьеры на рынке, усиливать меры по поддержке малого и среднего бизнеса, по развитию строительства, в том числе жилищного. Есть хорошие шансы сельского хозяйства на ускорение своего развития.
Таким образом, в Казахстане вряд ли возобновятся прежние высокие темпы роста ВВП, но и слишком низкий темп его роста тоже маловероятен хотя бы потому, что есть еще один позитивный фактор - закономерность: менее развитые страны с меньшим уровнем ВВП растут в долгосрочной перспективе темпами более высокими, чем страны более развитые. Эту закономерность демонстрируют многие страны, где сохраняется мир, ведется разумная экономическая политика и есть неплохой человеческий капитал: КНР, Индия, Бразилия, Россия, Казахстан и многие другие страны Азии и Африки и Латинской Америки.
С учетом всех этих факторов можно заключить, что казах­станская экономика не сможет так бурно расти, как это было в 200-2007 гг., но в целом более вероятно, что она будет расти ровным шагом, но ускоренными темпами, 5-7 процентов в год, если успешно будут происходить модернизация и диверсификация экономики, заметно повышение ее конкурентоспособности с прогрессивными сдвигами в сфере внедрения новых высоких технологий и производства наукоемкой продукции. Только такой темп роста позволил бы стране сокращать разрыв своего отставания от темпов роста развитых стран, который составляет примерно 2,5-4 процента. Поскольку быстро добиться таких изменений будет трудно, тем более что пока диверсификация ориентируется на развитие производ­ства ненаукоемких товаров на основе преимущественно традиционных для индустриальной экономики технологии, в первые посткризисные три-четыре года прирост ВВП вряд ли превысит 3-4 процента в год (2010 г. - 2,5-3,5 процента). Такой рост могут поддерживать, главным образом, сырьевой сектор и сельское хозяйство, причем характер роста останется экстенсивным, рост производительности будет отставать от роста реальной заработной платы, серьезных качественных сдвигов в экономике, необходимых для ее развития, не произойдет. Следует также иметь в виду, что в силу вливания государством огромных денег в банковскую систему и кредитные организации, оживится и рост инвестиций в основной капитал. Однако рост производства начнется значительно позже, так как в отличие от 1999-2000 гг. на этот раз он не может произойти за счет незагруженных производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, по крайней мере большей их части, ввиду сильной физической и моральной их изношенности и непригодности для производства конкурентоспособной продукции. Теперь они подлежат выбытию. Если руководствоваться законами экономики и не сохранять их с помощью пресловутого протекционизма, то должно будет произойти масштабное выбытие основного капитала. Не надо поддаваться запугиванию лоббистов, что это оставит многих рабочих без работы, ибо хозяева многих старых предприятий держат их на рабочих местах с низкой заработной платой. Люди соглашаются на их условия из-за страха вообще оказаться безработными. На самом деле после их выбытия на месте таких рабочих мест возникнут рабочие места с хорошей заработной платой. Эти старые предприятия сегодня поглощают немалые ресурсы страны. Экономику придется, таким образом, существенно оздоровить, производства нынче, если не станут элитными, то должны стать хотя бы приличными.
Замена мощностей новыми
Конечно, замена выбывающих мощностей новыми ныне не произойдет так быстро. Дело не только в необходимости длительного времени для строительства и ввода в эксплуатацию новых мощностей, но и в том, что произойдет смена технологий, кадров и обновления производимой продукции в соответ­ствии с условиями модернизации и особенностями постиндустриального развития экономики, задачами повышения ее конкурентоспособности. А это уже задача не из легких и быстро решаемых. Но, тем не менее, это неизбежность, продиктованная вызовами времени - постиндустриального развития и глобализации. Всем странам придется выживать и достойно развиваться в условиях сильно и быстро обостряющейся конкуренции на мировых рынках.
Таким образом, еще достаточно продолжительное время сырьевой и особенно топливно-энергетический экспорт из Казахстана останется одним из важнейших факторов национального экономического роста. Значит, сохранится на это время высокая зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков топлива и сырья при высокой волотильности мировых цен на них.
Что касается 5-7-процентных среднегодовых темпов роста ВВП и развития экономики (а не просто роста), то для их достижения и поддержания страна должна будет рассчитывать не на нефть и аномально высокие ее мировые цены, а на активное проведение институциональных и структурных реформ, направленных на повышение эффективности административной системы, развитие человеческого капитала с формированием нового поколения высокообразованной и высококвалифицированной рабочей силы, в особенности с технической, экономической и юридической специальностями, модернизации правовой и судебной системы, защиты прав частной собственности, развитии инфраструктуры ХХI века, поддержание макроэкономической стабильности и проведение активной микроэкономической политики. Создающие наилучшие условия экономическому росту, проведению решительной модернизации, последовательной диверсификации, а самое главное, повышение конкурентоспособности экономики. Нельзя сводить весь комплекс мер, связанных с посткризисным развитием экономики, на форсированное строительство множества производственных и инфраструктурных объектов по заранее выбранным проектам, основываясь исключительно на административные ин­струменты. Это тупиковый путь к решению сложной и жизненно важной экономической проблемы страны. Если мы еще раз упустим шанс на кардинальное углубление тех реформ, которые давно ждут своего часа, осуществление модернизационной диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики в ключе постиндустриального ее развития, то больше такого шанса может не быть, ибо будет еще больше усиливаться зависимость страны от нефти и других видов сырья, конъюнктуры мировых их рынков. Если она окажется неблагоприятной, то мы будем иметь крайне негативные последствия для перспектив экономического роста, останемся без каких-либо инвестиционных ресурсов, их нам надо много, особенно если учесть, что основная часть производ­ственных мощностей вообще и в обрабатывающей промышленности в особенности подлежит к выбытию. Та ее часть, которая еще может эксплуатироваться, морально изношена и не пригодна для производства конкурентоспособной продукции. Аналогичная ситуация имеет место и в рабочей силе. Более того, происходит уменьшение доли трудоспособного населения при увеличении доли детей и людей старшего поколения, а это есть повышение социальной нагрузки на одного работающего, что выдерживать государству будет все труднее и труднее. Эффект увеличения рождаемости появится только с продолжительным временным лагом, т.е. лишь за пределами двадцатилетнего периода.