Такое уведомление может быть произведено не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Указанный срок обусловлен тем, что ст. 63 ГК РФ, регламентирующая порядок ликвидации юридического лица, устанавливает минимальный двухмесячный срок заявления требований кредиторами юридического лица, который также начинает течь с момента публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с требованиями ГК РФ публикация должна содержать не только информацию о ликвидации юридического лица, но и сведения о порядке ликвидации и вышеназванном сроке (сроке предъявления требований кредиторами). Публиковать эти сведения необходимо в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
В случае банкротства юридического лица дополнительного уведомления регистрирующего органа о завершении конкурсного производства не требуется.
С момента внесения записи в государственный реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Ликвидированное либо реорганизованное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации либо реорганизации предприятия до момента исключения его из государственного реестра1.
В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства с момента указанной записи прекращает свою деятельность юридическое лицо - должник, а также прекращаются полномочия конкурсного управляющего, и конкурсное производство считается завершенным.
Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлен специальный порядок регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В частности, решения о регистрации торгово - промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций в связи с их ликвидацией принимают федеральный орган юстиции и его территориальные органы.
Соответственно сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данных юридических лиц при их создании (федеральный орган юстиции и его территориальные органы).
Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации таких юридических лиц в связи с их ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения таковой записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.
Государственная регистрация вышеназванных юридических лиц в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов1.
Новеллой для процедуры ликвидации юридического лица является публикация информации о ликвидации юридического лица, которую обязан произвести регистрирующий орган. К сожалению, законодатель ограничивается только указанием на необходимость публикации, не раскрывая объем и порядок публикации. Публикация помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
Закон не решил проблему создания специального печатного органа, в котором содержалась бы информация о вновь созданных, реорганизованных и ликвидируемых юридических лицах. Однако необходимость в таком издании существует.
Глава 2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
§ 1. Понятие индивидуального предпринимателя
С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Статья 23 Гражданского кодекса РФ гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства»1. Предпринимательство находит свое отражение и в Конституции РФ. Ст. 34 Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина. Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности.
Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей,
независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.
Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.
Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.
Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса корректирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.
Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).
Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.
Предпринимательская правосубъектность - это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.
Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.
Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным.
Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.
При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.