Смекни!
smekni.com

Государственная система России в 90-е годы ХХ века (стр. 1 из 8)

Введение

Политика так называемой перестройки в преломлении к вопросу о форме государственного единства выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права, а центральные власти не будут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к их ведению. Руководители СССР считали, что, как и прежде, гарантией суверенитета союзных республик будет служить закрепленное в Конституции СССР право выхода из его состава.

Единство Советского Союза в большой мере опиралось на единство правящей партии. Идеология КПСС была глубоко интернациональной. Поэтому национализм и сепаратизм не могли свободно укорениться и развиваться, пока КПСС оставалась правящей в СССР и республиках. Демократизация внутрипартийной жизни, критика форм, методов и политической практики КПСС в области межнациональных отношений парализовали партийное воздействие. Последовавший кризис КПСС, ее раскол, отстранение от власти позволили открыть дорогу для проникновения и укоренения в сознании части населения и политического руководства республик идей национализма и сепаратизма.

Другой важнейшей опорой государственного единства СССР являлась плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов.

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного, революционного, по преимуществу мирного, демонтажа советского строя и органов советского государства на территории России и процесс становления нового Российского государства. Здесь можно выделить три этапа: первый охватывает период от 12 июня 1990 года (принятие Декларации независимости РСФСР) до официального признания распада СССР и сложения полномочий Президентом СССР, т.е. до 25 декабря 1991 года; второй этап – от 26 декабря 1991 года до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Третий – современный период, начатый вступлением Конституции РФ в действие, сводится к приведению всех сфер политико-правовой жизни РФ в соответствие с новым конституционным законодательством.

Целью данной работы является всестороннее изучение государственной системы России в 90-е гг. ХХ века. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть исторические становления и эволюции государственной системы России, а также изучить саму государственную систему.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки становления государственной системы России в 90-е годы ХХ века, во второй – государственная система России в изучаемый период.

При написании работы была использована различная литература по данному вопросу, в том числе:

При написании первой главы – Боффа Д. И. «От СССР к России», Емелин А. С. «История государства и права России» (Окт. 1917 – дек. 1991 гг.), Сгорин В.В. «Политическая история современной России», Ахиезер А. С. «Россия: критика исторического опыта» и др.

При написании второй главы – Сырых В. М. «История государства и права России. Советский и современный периоды», Цечоев В. К. «История государства и права России ХIХ-ХХ века», Поцелуев В. А. «История России ХХ столетия: Основные проблемы», Исаев И. А. «История государства и права России», а также литература по административному праву и др.


1. Исторические предпосылки становления государственной системы России в 90-е годы ХХ века

1.1 Социальная структура общества и экономика как факторы эволюции государственной системы

К середине 1980-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально доступном уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.

Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в состоянии глубокого кризиса. Главной его причиной являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию со странами «мирового капитала» и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик[1].

Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.

К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны,

созданный за послевоенный период в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 1980-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток “нефтедолларов” (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская “авантюра” и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики стремительно увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная “Продовольственная программа” (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978 – 1984 гг. упал с 237 до 137 млн. т.). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары – вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 1970-х гг.) в 4 раза – с 12 до 4 млн. человек – сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в “обществе реального социализма” являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн. человек.

По мере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее стала развиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условиях тотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давало некоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения в соответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала как различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам в Советском Союзе к середине 1980-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн. человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребления повышенного спроса составляли до 25% от всего товарооборота. Происходило формирование новой социальной группы подпольных предпринимателей – «цеховиков», которые, как правило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в стране партийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс их сращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса «советских предпринимателей», получивших позднее на Западе название «новых русских».

Выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийных реформаторов предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый человеческий фактор) прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д.[2]

1985 -1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. Составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVIIсъезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. Произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной «сверхсекретности объекта», советское руководство официально сообщило лишь через две недели. В результате чернобыльской трагедии радиоактивному заражению подверглись обширные и густозаселенные районы Украины, Белоруссии и РСФСР. В августе того же года произошла катастрофа у Новороссийска: в результате столкновения с другим кораблем затонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов», погиб экипаж судна и несколько сотен пассажиров.