Иностранный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей и перспективной экономикой. 80% ПИИ поступает всего в 20% развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран.
Постепенно происходящие изменения в инвестиционном климате развивающихся стран приводят к тому, что в них все чаще размещают свои дочерние компании транснациональные корпорации, то есть наблюдается увеличение притока прямых иностранных инвестиций.
Таблица 6. Количество филиалов различных транснациональных корпораций в развивающихся странах, 2009 год[31]
Группа стран | материнские компании, базирующиеся в стране | иностранные филиалы, размещенные в данной экономике |
Африканские страны | 746 | 6 084 |
Латинская Америка и Карибы | 3 533 | 39 737 |
Северная и Южная Америка | 851 | 36 647 |
Азия и Океания | 17 146 | 379 437 |
Юго-Восточная Европа и страны СНГ | 1 845 | 15 224 |
Итого развивающиеся страны | 21 425 | 425 258 |
Мир в целом | 82 053 | 807 363 |
Таким образом, на сегодняшний день половина дочерних компаний или филиалов размещена в развивающихся странах, на них приходится 52,6% всех иностранных филиалов.
Однако во второй половине 2009 года развивающиеся страны настигли последствия мирового экономического кризиса и отрицательно повлиял на приток ПИИ. Такая ситуация, например, случилась с Юго-Восточной Азией: в 2008 году сначала произошло увеличение инвестиций на 17% в эти страны (298 млрд. долл.), а в первом квартале 2009 года уже последовало значительное снижение. Тем не менее, главным получателем прямых иностранных инвестиций является группа стран Южно-Восточной Азии и страны Океании по сравнению с другими развивающимися странами.
Таблица 7. Привлеченные ПИИ в развивающиеся страны в период с 2006 по 2009 год (по регионам).
Теперь перейдем к анализу рынка развитых стран.
Анализ прямых иностранных инвестиций ТНК показывает, что ведущая роль в этих процессах принадлежит наиболее развитым странам, причем не только в качестве доноров, откуда поступают за границу эти инвестиции, но и в качестве реципиентов, куда направляется инвестиционный капитал. Закономерным результатом данного процесса является концентрация основного массива прямых иностранных инвестиций в развитых странах.
Глобальная триада - США, Европейский Союз и Япония - концентрирует львиную долю общего объема ввоза инвестиций. Вместе с тем сравнительно с концом 1970-х гг. доля США как реципиента значительно сократилась в пользу ЕС.[32] Выдвижение Евросоюза на роль ведущего мирового инвестиционного центра существенным образом повысило его статус на международном рынке инвестиций. По данным опроса 323-х филиалов японских фирм в Европе, проведенного с целью выяснения причин их размещения в европейских странах, 72,8% опрошенных компаний рассматривают инвестиции в Европе как этап в реализации их глобальной стратегии; 39,6% - как средство расширения спроса на японские товары; 29,1% - как средство приближения к потребителям.[33]
Важными факторами, формирующими инвестиционный климат любой страны, являются природно-ресурсный, научный и инновационный, а также инфраструктурный потенциал страны. В современной системе мирового разделения труда инвесторы готовы вкладывать либо в сырьевые отрасли, демонстрирующие высокую динамику роста и обладающие высокой рентабельностью, либо в наукоемкие отрасли, обеспечивающие высокую отдачу на вложенный капитал.
С материальной инфраструктурой тесно пересекается финансово-кредитный потенциал. Отсутствие эффективной финансовой системы, обеспечивающей освоение и перераспределение капитала между отраслями, осложняет привлечение иностранных инвестиций, поскольку инвесторам сложно ориентироваться, какие отрасли развиваются и перспективны, а какие нет. В развитых странах таким индикатором является фондовый рынок.[34]
В своей деятельности ТНК должны учитывать воздействие основных форм экономической интеграции. К ним относятся, во-первых, зоны свободной торговли, в которых отсутствуют внутренние таможенные пошлины. К наиболее значимым примерам таких зон относятся НАФТА – Соглашение о свободной торговле между США и Канадой, ЕАСТ – Европейская Ассоциация свободной торговли. Во-вторых, это таможенный союз с едиными внешними тарифами. Например, ЦАОР – Центральноамериканский общий рынок. Третьей формой экономической интеграции является общий рынок, который обеспечивает свободное перемещение труда и капитала, что имеет существенное значение для деятельности ТНК. Пример общего рынка – ЕС (Европейский Союз). В результате создания зон свободной торговли, ТНК третьих стран, т.е. стран, входящих в один из общих рынков, вынуждены изменять методы обслуживания рынков данных образований. Большая емкость рынка, например, США, позволяет ТНК, до создания зон свободной торговли, использовать эффект масштаба производства, что связано с экспортом части продукции на европейские рынки. После возникновения зон свободной торговли и установления тарифных барьеров, защищающих национальных производителей внутри образования, для иностранных ТНК остается только один способ деятельности на этих рынках – вложение средств в страны-участницы зон свободной торговли, иначе ТНК могут потерять эти рынки. Американские ТНК, характеризующиеся крупномасштабными организациями и обладающие достаточными финансовыми и управленческими ресурсами, имеют возможность инвестировать средства в экономику стран-участниц интеграционных образований.[35]
Развитие новых типов торговых связей между странами, претерпевая значительные изменения, ведет к необходимости для ТНК и ее филиалов реагировать на новые тенденции, которые приводят к обострению конкурентной борьбы, а также возможностям расширения международных операций ТНК. С образованием ЕС американским ТНК пришлось осознать тот факт, что Европа превращается в единый общий рынок. Например, после создания ЕС крупнейшая ТНК «Ford» изменила структуру управления и начала рассматривать европейские предприятия как единую систему, что позволило использовать эффект масштаба производства и на рынках ЕС.
Объединение европейских предприятий в единую систему связано с уменьшением проектно-конструкторских расходов, что дает ТНК дополнительные финансовые ресурсы для разработки качественной продукции. Разрабатывая модели для объединенного европейского рынка, ТНК получают возможность стандартизировать комплектующие с тем, чтобы использовать их в новых моделях собственной продукции. По мере расширения операций ТНК рассматривают возможность слияния своих филиалов с компаниями стран-участниц интеграционных группировок с целью укрепления позиций в этих странах. Гармонизация интересов и развития ЕС послужила причиной усложнения структуры ведущих ТНК, приспосабливая маркетинг и стратегию к местным особенностям.
Таким образом, ТНК стремятся извлечь преимущества из гармонизации экономики стран, связанные с объединением стран с разными интересами и условиями. Полная экономическая интеграция станет стратегией экономического развития, при которой унифицируется кредитно-финансовая и социальная политика, налогообложение. Современное экономическое развитие, как подтверждают исследования Центра ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, значительно продвинулось в области создания коллективной системы регулирования деятельности ТНК.
При уменьшении торговых ограничений в результате экономической интеграции ресурсы перемещаются от производителей с менее высокой к производителям с более высокой эффективностью изготовления товаров, пользующихся спросом у потребителей ТНК, ранее защищенные на внутреннем рынке, сталкиваются с реальными трудностями после снятия ограничений, поскольку им приходится конкурировать с производителями, ведущими свое дело более эффективно. Со временем происходят изменения в совокупном потреблении, а также в эффективности производственных процессов и качестве продукции. Это может быть следствием увеличения емкости рынка, при котором снижение торговых ограничений ведет к росту общего спроса.