Обеспокоенные существующим положением многие видные экологи, социологи, экономисты, политики и др., начиная со второй половины 70-х годов XX столетия, объединили свои усилия с целью выработки нового подхода к построению взаимоотношений между человеком и средой его обитания. Результатом проделанной работы стала формулировка концепции устойчивого развития. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым должно пониматься такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять собственные насущные потребности. Важнейшей задачей в этой связи становится охрана окружающей среды, цель которой в конечном счете сводится к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны быть подвергнуты изменениям, а с другой ¾ обеспечить непрерывный урожай полезных растений, животных и других необходимых человеку ресурсов путем сбалансированных циклов изъятия и обновления. Реализация концепция устойчивого развития означает переход человечества в совершенно новую стадию – экологическое общество.
В 1996 г. в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. была, разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI в.[1]
Таким образом, в связи с возрастающими темпами изменения природной среды и общества возникает цепная реакция усиления взаимозависимости общества и природной среды. Общество и природа стали единой динамической системой, находящейся в подвижном состоянии, регулирующейся по принципу обратной связи. Чем большие изменения происходят в любой составной части системы, тем большие изменения должны происходить в другой части для поддержания целостности и сбалансированности системы в целом.
Экономика занимается изучением процессов, протекающих в общественном и личном хозяйстве, где, как известно, осуществляется переработка природных ресурсов в необходимые предметы потребления. До недавнего времени, стремясь найти пути наиболее эффективного ведения хозяйства, экономика не учитывала в затратах ущерба, наносимого природной среде, Отсутствовала экономическая, материальная заинтересованность производителей в бережном отношении к природе, и, соответственно, выделялось недостаточно денежных средств для ее защиты. В связи с этим экономика являлась одной из основных причин современного кризисного состояния природы.
Экологические проблемы стали входить в поле зрения экономики только тогда, когда кризисное состояние окружающей среды стало оказывать ощутимое отрицательное влияние на условия производства продукции и получения прибыли. Это влияние проявляется:
• в удорожании сырья и материалов в связи с истощением наиболее доступных месторождений полезных ископаемых;
• в снижении производительности труда работников, вызванного ухудшением стояния их здоровья в результате загрязнения окружающей среды;
• в ухудшении работы оборудования и качества продукции вследствие загрязненности воздуха и воды, используемых в производстве;
• в снижении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства и др.[2]
Контроль и сознательное регулирование природных процессов людьми обычно происходит на недостаточном уровне. В результате антропогенное воздействие на природу приводит к неблагоприятным для человечества изменениям. При построении рациональной системы регулирования взаимоотношений природы и общества следует исходить из ряда принципов, которые сформулированы исследователями экономических и природных процессов.
Впервые исследовавший системно проблему роста народонаселения Т.Р. Мальтус показал, что в силу ограниченности территории всегда существует предел роста населения даже при неограниченной производительности земли.
Позднее проблема соотношения темпов экономического роста и поддержания устойчивости социально-экономических и природных систем была исследована членами Римского клуба. В работе "Пределы роста" Д. Медоуз и другие авторы показали, что человечество, осуществляя политику экономического роста, движется к катастрофе, предотвратить которую можно, только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса.
Обобщая теоретические выводы о проблеме взаимозависимости роста экономического потенциала и природных систем Б. Скинер сформулировал следующий тезис: если доступный запас ограничен в размерах, спрос, в конечном счете, превысит возможность его удовлетворения независимо от величины имеющегося запаса. Поэтому государства должны ограничивать и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.
Деградация окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.[3]
В соответствии с воззрениями ряда экономистов, рыночные регуляторы в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования.
Также для эффективного природопользования большое значение имеет реформа прав собственности. В ряде случаев точная фиксация прав собственности позволяет решить проблемы общей, «ничьей» собственности на природные ресурсы, «дарового» характера природных благ, свободного доступа к природным ресурсам, что приводит к их переэксплуатации (например, лесных ресурсов).
Четкое определение прав собственности имеет существенное значение для решения экологических проблем в рыночной экономике. Важность этой проблемы в экономической теории была рассмотрена Р.Коузом. За свои работы в этой области он получил Нобелевскую премию по экономике в 1991 г. Р.Коуз подчеркивал преимущество рынка над государственным регулированием в достижении общественно оптимального уровня загрязнений.
Теорема Коуза гласит: "Если права собственности четко определены и транзакционные издержки равны нулю, то аллокация ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределении прав собственности". Следует отметить: к транзакционным издержкам относятся издержки, связанные с составлением проекта договора купли-продажи товаров и услуг (кроме цены), ведением переговоров и обеспечением гарантий договора (и особенно - издержки, связанные с неэффективными адаптацией и корректировкой договора, а также издержки, возникающие, когда реализация договора отклоняется от установленного курса вследствие погрешностей в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений).[4]
Таким образом теорема Коуза может быть интерпретирована как утверждение, что при существовании экстерналий вовлеченные стороны могут собраться и выработать определенные договоренности, в результате которых внешние эффекты будут учитываться субъектами и будет достигнуто эффективное распределение ресурсов. То есть экстерналии могут быть интернализированы путем рыночных переговоров между производителем и получателем экстерналий, и этот рыночный переговорный процесс обеспечивает достижение оптимума по Парето.
Само выражение "теорема Коуза", как и четкая ее формулировка, были введены в научный оборот известным экономистом Дж. Стиглером, хотя он и опирался на статью Р. Коуза "Проблемы социальных издержек". Для Стиглера случай с нулевыми транзакционными издержками был лишь переходной ступенькой к рассмотрению реальных жизненных ситуаций, когда транзакционные издержки положительны, и потому распределение прав собственности начинает оказывать прямое воздействие на эффективность производства.
Рассмотрим положения теоремы Коуза на примере интернализации экстерналий (внешних эффектов) при загрязнении окружающей среды. Внешние эффекты возникают тогда, когда субъекты не обязаны платить за все последствия своих действий. В соответствии с теоремой загрязнитель и «жертва загрязнения» могут быть поставлены в неотрегулированную ситуацию. И в процессе переговоров и сделки между ними, выплаты компенсаций — в зависимости от того, кому принадлежат права собственности — автоматически достигается общественный оптимум загрязнения. В случае, если права собственности принадлежат жертве загрязнения, то компенсировать ему экстернальные издержки, ущерб должен загрязнитель. Соответственно это приводит к уменьшению уровня производства и загрязнений до уровня, где предельная чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных внешних издержек.