К числу достоинств нового законодательства следует отнести установление многообразия форм собственности, платности природопользования, учреждение конкурсов и аукционов при наделении природными ресурсами, лицензировании. Я полагаю, что большую роль должен сыграть сравнительно новый вид управленческой деятельности – мониторинг природных ресурсов. Данные экологического мониторинга служат неоценимым подспорьем для осуществления экологического контроля, способствуют налаживанию прогнозирования возможных изменений в окружающей природной среде, а также совершенствованию планирования охраны окружающей природной среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов.
Кстати сказать, в последнее время расширилась и активизировалась практика принятия федеративных и региональных программ по охране отдельных природных объектов и целых природных комплексов. Такая форма планирования, отмеченная в новом законодательстве, не могла не вызвать одобрения.
Хочу отметить и такие достоинства действующего законодательства, как наличие в нем требований, касающихся нормирования качества окружающей природной среды и экологической экспертизы. Закон об экологической экспертизе 1995 года является исключительно сильным средством в деле предупреждения экологических правонарушений. И, конечно же, важно его неукоснительно соблюдать, с оглядкой на то, что самым главным экспертом является Президент Российской Федерации.
К достоинствам и материальных, и процедурных норм, регулирующих экологические отношения, следует отнести нормы административного законодательства (возникновение, прекращение права, привлечение к ответственности), нормы гражданского права и процесса, регламентирующие вопросы, связанные с отношениями собственности на природные ресурсы, арендными и субарендными отношениями с установлением различных сервитутов.
Хочу особо отметить законодательство, призванное обеспечивать права и обязанности природопользователей, защиту их законных прав и интересов. В данном случае мы имеем в виду административное, уголовное и гражданское законодательство и главным образом возможность применения мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности (в основном, так называемой «таксовой» ответственности).
В новом законодательстве увеличилось количество составов административных проступков и уголовных преступлений. Существенно обновлены таксы и методики подсчета причиняемого окружающей природной среде и природопользователям вреда. Ранее число составов экологических преступлений было ничтожно мало и они были разбросаны по прежнемукодексу, а сейчас они сосредоточены все в одной главе, именуемой «Экологические преступления».
Таким образом, экологическое законодательство РФ в принципе соответствует признанным в странах ЕС и в международных отношениях правовым подходам и решениям. Но затраты на выполнение правоприменительных административных действий (установление нормативов, выдача разрешений, контроль) слишком велики и не всегда оправданы. Слишком часто нарушаются условия разрешений на выбросы и сбросы. Нормативы качества - чрезвычайно жесткие и в большинстве своем невыполнимы. В общей сложности действует порядка 4000 нормативов для всех природных сред, контроль соблюдения всех нормативов технически и экономически невозможен. Реально контролируют только те загрязняющие вещества, за выбросы и сбросы которых взимается плата. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты вообще не разработаны, хотя уже принято несколько подзаконных актов, определяющих порядок и критерии их определения. Нет и экологических нормативов для атмосферного воздуха.
В контрольных органах не хватает специалистов, слаба техническая база. Отсутствует необходимая прозрачность, что ущемляет права граждан на благоприятную окружающую среду и участие в принятии решений.
Фактически отсутствуют стимулы природоохранных усилий предприятий. Не предусмотрены поощрения за снижение выбросов и сбросов, упомянутые в Законе "Об охране окружающей среды".
Необходимость дальнейшего совершенствования экологического законодательства очевидна.
Таким образом, разработка рекомендаций по гармонизации экологических законодательств РФ и ЕС лишь первый шаг на пути к совершенствованию отечественного экологического права и механизмов финансирования природоохранных мероприятий. Тем важнее их успешная реализация.
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий.
Природоохранная деятельность, направленная на решение такой социально-экономической задачи как охрана окружающей среды, является неотъемлемой, но обособленной составной частью хозяйственной деятельности общества в любом государстве.
Как и любая хозяйственная деятельность она требует привлечения трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, что обуславливает необходимость планирования, нормирования, учета и контроля средств, направляемых в природоохранную сферу деятельности, и результатов, которые достигаются за счет расходования этих средств.
Конкретными формами природоохранной деятельности являются текущая природоохранная деятельность и природоохранные мероприятия.
Текущая природоохранная деятельность - непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности (предотвращение ухудшения) или улучшение состояния окружающей среды.
Текущая природоохранная деятельность связана, в основном, с эксплуатацией фондов природоохранного назначения, а в некоторых случаях - с привлечением основных производственных фондов, непосредственно используемых для осуществления природоохранной деятельности. Текущая деятельность не связана с созданием основных фондов.
Природоохранные мероприятия, как уже отмечалось выше, - это природоохранная деятельность, направленная на существенное улучшение состояния окружающей природной среды или на создание условий для ее улучшения. Результатом природоохранного мероприятия может быть создание основных фондов природоохранного назначения, либо непосредственное воздействие на состояние окружающей среды.
Существуют разные мнения о том, кто должен финансировать охрану окружающей среды и откуда на это должны поступать средства. Одной из крайних точек зрения является представление о возможности исключительно рыночного регулирования охраны природы, при котором государство вообще не участвует в этой деятельности.
Эта теория предполагает, что владельцы и руководители предприятий, заботящиеся о здоровье своих работников (разумеется, не по причине излишнего человеколюбия, а в целях максимального использования их труда) и об экономии постоянно дорожающих ресурсов, принимают меры, обеспечивающие минимальное загрязнение природы и малоотходность производства. Однако, как показывает продолжительная мировая практика, при огромном значении собственных действий компаний, этого оказывается недостаточно для поддержания высоких стандартов состояния окружающей среды.
Главной причиной этого является то, что для полноценной охраны окружающей среды необходимо регулирование использования так называемых рыночных экстерналий - общих ресурсов, не имеющих рыночной стоимости. К таким ресурсам относится чистый воздух, стабильный климат, способность биосферы перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности и т.д. Все люди, сообщества людей, промышленные и сельскохозяйственные предприятия используют эти ресурсы, а рыночной стоимости у них нет.[14]
Другая причина, по которой требуется активное участие государства в процессе сохранения природы, это удаленное негативное воздействие на окружающую среду. Скажем, предприятие, загрязняющее атмосферный воздух или водный источник, может находиться на значительном расстоянии от той местности, где загрязнение оседает - подчас в другой стране. В результате возникает необходимость политического урегулирования подобных проблем, а это возможно лишь на государственном уровне.
Важной составляющей механизма реализации природоохранных мероприятий являются экономические инструменты, под которыми понимаются любые меры, направленные на уменьшение воздействия на окружающую среду, ведущие к перераспределению ресурсов между владельцем источника негативного воздействия и обществом или к непосредственному изменению относительных цен (Рис. 2.).
Рис.2.Экономические инструменты реализации природоохранных мероприятий.
Конкретный состав этих инструментов имеет свои особенности в различных странах и определяется ими самостоятельно с учетом целевых ориентиров общенациональной экологической политики, методов управления, применяемых в экономике в целом, текущих и перспективных приоритетных социально-экономических проблем и т.д. Вместе с тем большинством стран выдерживаются общие подходы, выработанные и согласованные на международных конференциях по охране окружающей среды, включая Конференцию в Рио-де-Жанейро (1992), в международных договорах, конвенциях, в ходе обобщения практического опыта решения глобальных экологических проблем. К числу общих черт относится применение экономических механизмов экологического регулирования во взаимосвязи с административно-контрольными. Вместе с тем вопрос о соотношении этих основных подходов и соответствующих инструментов является одним из центральных, от решения которого во многом зависят эффективность и результативность мер по реализации экологической политики и реальному улучшению экологической ситуации.
Среди инструментов финансирования природоохранных мероприятий особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов.