- приспособление правящего сословия - дворянства к развивавшимся товарно-денежным отношениям, приспособление крепостнического имения к новой экономической системы, и, в конечном итоге - укрепление обновленного дворянского феодального государства.
- с другой стороны, необходимо было способствовать экономическому укреплению страны, чтобы содействовать ее дальнейшему превращению в великую державу, обеспечить выполнение внешнеполитических задач, а также снять социальное напряжение, выливавшееся в выступления и даже восстания различных слоев населения. Екатерина II, сторонница свободной торговой и промышленной деятельности, считала своей задачей освободить предпринимательство от притеснений [7].
Эти две задачи, объективно противоречившие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства.
Если говорить о политике в отношении дворянства, то, прежде всего, экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Отдельные дворяне еще в эпоху Елизаветы стала приобретать заводы и организовывать винокуренные и текстильные вотчинные мануфактуры. Тогда был создан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754), введена монополия дворян на винокурение (с 1755) [8].
Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян - в 1762 г. мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство.
Эти льготы были подтверждены и расширены Жалованной грамотой дворянству, изданной Екатериной II в. 1785 г. В 1782 г. отменялась горная свобода - землевладельцы были объявлены собственниками не только земли, но и ее недр. Но дворяне не очень охотно шли в предпринимательство из-за отсутствия достаточных средств и сословных пережитков в мировоззрении.
При этом вотчинная мануфактура получила распространение, прежде всего в тех отраслях, которые выполняли заказ государства или где могло использоваться собственное сельскохозяйственное сырье. Дворянские предприятия в последней четверти XVIII в. - времени недолгого расцвета вотчинной мануфактуры - господствовали в винокуренной промышленности, суконном производстве. Горная промышленность Урала, за исключением казенных заводов, целиком основывалась на дворянских посессионных мануфактурах.
Однако, усилиями в отношении облегчения дворянского предпринимательства было невозможно обеспечить полноценное развитие промышленности и торговли России.
Политика в отношении купечества была направлена на придание купеческому предпринимательству организованных форм и окончательное оформление купечества как феодального сословия.
Этому способствовала Гильдейская реформа 1775 г. Городское население в зависимости от размера капитала было разделено на мещан (менее 500 руб.) и купечество 3 гильдий, освобожденное от подушной подати. Купцы 1-й гильдии могли торговать за рубежом, 1-я и 2-я гильдии могли иметь или заводить фабрики и заводы, были освобождены от телесных наказаний, а в 1776 г. и от рекрутчины. Жалованная грамота городам 1785 г., изданная одновременно с Грамотой дворянству, подтверждала и уточняла эти льготы (городское население делилось уже на 6 разрядов) [7].
Ремесленное положение 1785 г. явилось еще одной попыткой организации мелкой городской промышленности. Формально основанное на принципе бессословности, положение, чтобы стимулировать создание цеховых организаций, запрещало ремесленникам, не записанным в цехи, работать в городах, где уже возникли такие организации.
Но эта мера не была действенной, так как касалась только городов и вступала в противоречие с общей политикой Екатерины в отношении предпринимательства.
Наибольшее значение для развития торговли и мелкой промышленности имели формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство.
Еще в 1762 г. Екатерина отменила монополии в торговле и промышленности, дававшие привилегии отдельным предпринимателям, и многие откупа. В начале 1770-х гг. всем желающим было разрешено заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор. В 1784 г. вышел именной указ о поощрении местной легкой промышленности [7].
Главной либеральной мерой Екатерины стал Манифест 1775 г., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право заводить станы и рукоделия, не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 г. называется манифестом о свободе предпринимательства). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности [10].
Но политика экономического либерализма не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась с многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.
Развивая принципы свободной торговли в отношении внутреннего рынка, Екатерина II оставалась на принципах протекционизма в том, что касалось внешней торговли. Таможенные тарифы 1757, 1766 и, особенно, 1782 гг. вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт некоторых из них - железа, полотна, кож и пр. был вообще запрещен [9].
Рис.2 – Кризисные моменты экономического развития России в конце XVIII века
7. Влияние внешней политики России на экономику страны в конце XVIII века
Своеобразным резервом экономического развития страны стала и внешняя политика (Рис.3), в частности военная, абсолютизма. Будучи продолжением внутренней политики, внешняя политика, те или иные ее военно-политические результаты оказывают своего рода обратное воздействие на все развитие страны. Расширение территории империи в XVIII в. было весьма значительным. Южнорусские земли, возвращенные России в результате русско-турецких войн, украинские и белорусские земли, воссоединенные в ходе разделов Польши, оказались втянутыми в хозяйственное развитие империи. Это явилось стимулом для экономического развития, как в сельском хозяйстве, так и в сфере промышленной деятельности.
Активная внешняя политика, непрерывные войны, которые вела Россия, предполагали наличие сильной армии и флота. Строительство вооруженных сил в свою очередь предполагает определенный уровень развития экономики. Но процессы эти тесно связаны: военная промышленность, будучи созданной, выступает стимулом экономической активности. Так, к примеру, в 1797 г. почти треть крупных суконных мануфактур получала пособие от казны. Около 30% производимого в стране полотна шло на нужды армии и флота. Гарантированный рынок имели владельцы мануфактур кожевенных, бумажных (огромное количество бумаги было необходимо для патронов), суконных и, конечно, железоделательных. Военная промышленность России была высокоразвитым, крупным звеном хозяйственной системы страны. Так, например, на Тульском оружейном заводе было занято более 2,5 тыс. человек, а на большинстве заводов — более тысячи человек на каждом [9].
Говоря в целом, уровень экономического развития России во второй половине XVIII в. давал возможность создания сильной армии, находящейся по своим важнейшим сторонам на уровне требований времени.
Рис.3 – Внешняя политика России во второй половине XVIII века [9].
Заключение
Экономическое развитие России в середине 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку. В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников. Крепостничество становилось тормозом экономического прогресса.
Присоединение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.
Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.
Господствовало экстенсивное развитие экономики. Уровень развития экономики России и темпы ее роста отставали от передовых стран Запада. При этом в экономике страны развивались прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы "экономического либерализма".
Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привели к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно начинался процесс разложения феодально-крепостнической системы.
В то же время, во второй половине XVIII в. экономика, прежде всего промышленность и торговля России, развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов "экономического либерализма" еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.