С точки зрения состояния международной конкуренции выделяются следующие два основных подхода к ПЗИ: подход С. Хаймера и теория присвоения. Подход С. Хаймера заключается в том, что зарубежный инвестор рассматривается как монополия (или чаще олигополия) на каком-то рынке. При этом зарубежное инвестирование осуществляется с целью удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком. Здесь инвестор настаивает на сохранении контроля над предприятиями, отказывается разделить собственность с целью удержать эти предприятия от конкуренции со своими подразделениями, а также сохранить в тайне свои секреты. "Защитное инвестирование" должно быть предметом особого внимания, потому что оно означает, что компания стремится подтолкнуть местное правительство к введению особых мер защиты рынка, таких, как таможенные барьеры. Эти меры, конечно, будут приносить пользу компании, но не принимающей стране в целом.
Исходя из теории присвоения специфические преимущества фирмы подталкивают ее к ПЗИ по тем же причинам, что и заставляющие на внутреннем рынке создавать новые производственные мощности, а не просто покупать их у других предприятий. При этом происходит расширение диапазона принятия решений - создавать или покупать, владеть или брать в аренду и т.д. за пределы национальных границ. Для того чтобы в полной мере присваивать потенциальные выгоды, вытекающие из своих преимуществ, фирмы часто предпочитают сохранять за собой контроль и собственность.
По данному подходу можно определить основные направления ПЗИ. Он часто предрешает преимущественное развитие прямого инвестирования в высокотехнологичные отрасли, так как фирмы зависимы в этих отраслях от сложных и ценных знаний, что предопределяет сохранение прямого контроля. Поощрение ПЗИ или полное их дерегулирование со стороны правительства зависит от способности конкретной фирмы присваивать результаты собственных производственных инвестиций. Если этот процесс идет успешно, то правительству нецелесообразно влиять на ход прямого инвестирования. Но если "присвоение" оказывается неполным и возникают "побочные эффекты" от ее деятельности, которые будут распространяться на конкурентов фирмы и других субъектов, правительству следует, безусловно, активно привлекать прямые зарубежные инвестиции. ПЗИ также выступают способом уклонения от налогов, а также их максимальной минимизации. Во-первых, фирмы могут располагать свои филиалы в странах с минимальным налогообложением. Во-вторых, используя трансфертные цены и другие инструменты, заявляют прибыли в странах с низким налогообложением и убытки - с высоким. С этой целью фирма устанавливает завышенные (заниженные) цены на товары и услуги, поставляемые (продаваемые) филиалу, который находится в стране с льготным налоговым режимом.
На базе иностранных инвестиций сложились транснациональные корпорации (ТНК), т.е. такие, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одного государства. 90% прямых зарубежных инвестиций концентрируют всего 400 ТНК. Основной объем международных ссуд дают 50 ТНБ.
Кредитные связи между государствами расширяются высокими темпами, значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличение прямых иностранных капиталовложений.
С конца 80-х гг. в качестве экспортеров капитала выступают и развивающиеся страны, особенно новые индустриальные страны. Так, правительство Тайваня не только привлекает иностранные капиталы (прежде всего из США и Японии), но и делает большие капиталовложения в Калифорнийской «Кремниевой долине». Тайвань вкладывает свыше 100 млн долл. ежегодно в научно-индустриальных центрах иностранных государств для развития собственных высоких технологий.
Особую форму портфельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. Например, фирма Texas Instruments (TI) (США) создала совместное предприятие с тайваньской фирмой Acer для строительства завода в Тайбэе по производству полупроводниковых пластин конкурентоспособных СБИС памяти емкостью 1-16 Мбит. Мощным стимулом партнерства служат астрономические цифры затрат на строительство современных производственных предприятий (от 300 до 600 млн долл.).
В современных условиях вывоза капитала все большее значение приобретает экспорт патентов и лицензий на новые научно-технические открытия. Примером интеллектуального партнерства является стратегия американской фирмы Quality Semiconductor (QS), в инвестиционных операциях которой участвуют фирмы-вкладчики венчурного капитала из стран Тихоокеанского побережья. На первом этапе, не привлекая большие венчурные капиталы, фирма продала лицензию на свою технологию и разработку ряда КИП японским партнерам, на втором этапе - японским и тайваньским фирмам - вкладчикам венчурного капитала.
При открытии российской экономики для иностранных капиталов в конце 80-х гг. на зарубежные инвестиции возлагались большие надежды.
По расчетам отечественных и западных экспертов, потребности России в привлечении иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической стабильности довольно значительны. Только для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд долл., при условии, что на единицу собственных инвестиций будет привлекаться единица иностранного капитала. По оценкам специалистов Министерства топлива и энергетики, российский топливно-энергетический комплекс нуждается в инвестициях порядка 50 млрд долл., из которых 30 млрд - потребности нефтяной промышленности до конца 90-х годов. Это означает, что только для модернизации топливно-энергетического комплекса России необходимо вложить около четверти годового потока прямых иностранных инвестиций в мире.
Структура ввозимого капитала существенно изменилась. Характерным для 1997 г. был рост доли портфельных инвестиций при относительном снижении значения прочих форм инвестирования, основу которых составляют иностранные кредиты, полученные Правительством России.
Россия обладает рядом сравнительных преимуществ, которые делают ее потенциально привлекательной для инвесторов. К ним можно отнести уникальные природные богатства нашей страны, емкий рынок, большие ресурсы квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. К сравнительным преимуществам также относится значительный потенциал не использованных в нашей стране российских технологий и изобретений, которые высоко ценятся во многих странах.
У иностранных юридических лиц имеются определенные льготы в налогообложении: иностранные предприятия уплачивают налог раз в год, в то время как российские платят ежеквартально, причем авансом; строительные и монтажные работы освобождаются от налога на прибыль в течение от 6 до 36 месяцев; фирмы некоторых стран освобождаются от налога на имущество; почти целиком относятся на себестоимость некоторые виды расходов (например, по соглашению с Германией расходы на рекламу); действуют нулевые ставки на дивиденды, проценты и роялти.
Приток иностранного капитала в Россию сдерживают прежде всего экономическая и политическая нестабильность, инфляция, преступность. Зарубежным инвесторам в России мешают обременительность налогового обложения, неэффективная и запутанная правовая база банковской и валютной деятельности, проблемы, спровоцированные российской культурой бизнеса. Хотя есть иностранные фирмы, которые работают и добиваются успеха, приспосабливаются к несовершенному законодательству, да и к криминогенной обстановке тоже. Самыми привлекательными отраслями российской экономики для иностранных инвесторов остаются топливно-энергетическая промышленность, затем следуют торговля и общественное питание, строительство, целлюлозно-бумажная индустрия, т.е. традиционные сырьевые отрасли или отрасли, в которых можно получить быструю отдачу при небольших первоначальных затратах.
На какие приоритеты может ориентироваться инвестор при выборе направлений инвестирования в российскую экономику? Федеральные и региональные власти России, привлекая иностранный капитал в экономику, главными направлениями его деятельности считают: освоение существующего научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности; расширение и диверсификацию российского экспорта; создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов; развитие инфраструктуры экономики; приток иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь, в Центральный и Северо-Западный), обладающие богатыми природными запасами.
Правительство РФ в июне 1994 г. создало Консультативный совет по иностранным инвестициям. Для постоянной работы между заседаниями Совета созданы три рабочие группы по подготовке предложений: по улучшению инвестиционного климата в России и механизму взаимодействия иностранных инвесторов с министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти РФ; по налоговой, таможенной и валютной политике в России; по улучшению имиджа России как страны, принимающей инвестиции.
Правительство РФ приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Минэкономики России. При Минэкономики РФ созданы: Российский центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия, на который возлагаются осуществление прединвестиционных исследований, экспертиза проектов и их сопровождение, координация деятельности по реализации консультационно-технического содействия; Регистрационная палата регистрации предприятий с иностранным капиталом и аккредитации иностранных фирм и компаний. Образован Информационный центр по иностранным инвестициям с целью создания банков данных по конкретным инвестиционным программам и проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике и обеспечения этой информацией потенциальных иностранных инвесторов.