Смекни!
smekni.com

Экономика инновационные подходы (стр. 155 из 157)

Особое внимание уделяется подготовке предложений по созданию системы страхования и гарантирования прямых иностранных инвестиций; разработке механизма использования залоговых форм привлечения иностранных инвестиций; определению перечня видов деятельности и территорий, применительно к которым целесообразно введение ограничений и запретов на осуществление иностранных инвестиций; разработке предложений по повышению эффективности использования возможностей международных финансовых организаций для развития экономики России. В первом полугодии 1995 г. в Вашингтоне, Чикаго, Париже, Лондоне, Франкфурте-на-Майне, Токио, Сеуле и Пекине открыты российские инвестиционные бюро, цель которых - информировать потенциальных инвесторов о возможностях капиталовложений в Россию.

Россия заинтересована не только в широкомасштабном привлечении зарубежных капиталов, но и в их направлении в восточные регионы, на которые приходится большая часть сырьевых ресурсов страны. За годы, прошедшие с момента открытия российской экономики для иностранных инвестиций, они в основном вкладывались в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах страны. Инвестирование многих предприятий затруднено по субъективным причинам: основанием для инвестиций может стать только убедительный, просчитанный до доллара инвестиционный проект. Но у большинства предприятий отсутствуют необходимые для их самостоятельной разработки опыт и информация. Эти функции готовы взять на себя специалисты коммерческих банков, консалтинговых компаний. Консалтинговая и посредническая деятельность финансовых институтов и банков, имеющих опыт работы с западными инвесторами и российскими предприятиями, должна способствовать развитию инвестиционного процесса.

Согласно пункту 10.1 Указа Президента РФ от 24.12.93 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" иностранные инвесторы могли участвовать в аукционах (включая чековые), конкурсах, инвестиционных конкурсах, покупать приватизационные чеки, совершать сделки в процессе приватизации. По сообщению Госкомимущества РФ, в 1993 г. был проведен 181 инвестиционный конкурс (торг). Каждый пятый конкурс выигрывался иностранными фирмами и совместными предприятиями. Из 46 регионов России, где проводились инвестиционные конкурсы, в 28 (61%) участвовали иностранные и отечественные инвесторы. В 1992-1994 гг. иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестиционных торгах около 10% акций приватизированных государственных и муниципальных предприятий, что должно помочь привлечь к государству более 1 млрд долл. в течение трех лет.

В 1994 г. иностранные инвесторы принимали участие в покупке акций приватизированных предприятий. Этот процесс продолжается, хотя состояние статистики в России сейчас не позволяет определить достоверную информацию о покупке иностранными инвесторами акций приватизированных предприятий. В прессе и правительстве фигурируют разные оценки, и если говорить об усредненных данных, то в руках иностранных инвесторов находится акций российских предприятий на 1 млрд долл.

Распространившаяся в начале 1995 г. информация о том, что произошел резкий спад интереса иностранных инвесторов к акциям российских приватизированных предприятий, не соответствовала действительности. Иностранцы "сняли деньги" и ушли с одного сегмента рынка (акции большинства нефтяных компаний, РАО "ЕЭС", Ростелеком) на другой, более для них привлекательный. Интерес потенциальных инвесторов (не только иностранных, но и отечественных, которые выступают в качестве иностранных, действуя через оффшорные компании) сегодня вызывают цементные заводы, пищевая промышленность, деревопереработка. Причем речь идет не только о крупных компаниях. Поступают заказы на покупку малоизвестных мелких предприятий упомянутых выше отраслей. В этой ситуации, как правило, действуют не портфельные, а стратегические инвесторы, заинтересованные в участии в управлении предприятием. По имеющимся данным, иностранные капиталы уже установили контроль над основной частью российской кондитерской, табачной, пивной и трикотажной промышленности.

Наибольшую активность на рынке ценных бумаг проявляют банки, финансовые группы и концерны Германии, которые хотели бы участвовать в реализации проектов на сумму около 3 млрд долл. К примеру, в апреле 1994 г. инвестиционный фонд FUND E+Invest Russia Vemoeqenwaltunz AG (Германия) приобрел 1 акцию Южно-Уральской фондовой биржи (ЮУФБ, Челябинск). Биржевая акция приобретена немцами с большой выгодой: по текущему курсу - 4 млн руб. (при номинале -2 млн руб.). Владение этой акцией дает фонду возможность покупать акции челябинских металлургических компаний, котирующиеся на бирже. Инвестиционный фонд интересуется акциями Магнитогорского завода, Челябинского электрометаллургического комбината и Челябинского электролитно-цинкового комбината, что свидетельствует о комплексном подходе и серьезности намерений немецких инвесторов. Они также не скрывают, что при рассмотрении регионального аспекта выгоду имеют долгосрочные кредиты в развитие черной металлургии в восточных районах страны, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Согласно методологии платежного баланса к инвестициям также относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, просроченная задолженность.

О масштабах начавшегося скрытого инвестирования иностранного капитала в российскую экономику (прямое инвестирование связано с необходимостью решать целый ряд юридических, бюрократических и криминальных проблем), осуществляемого в ряде случаев через российских посредников, дает представление анализ платежного баланса России.

Большое значение в современных условиях имеют так называемые соглашения о разделе продукции (СРП), которые способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в России. Соглашение о разделе продукции представляет собой договор двух равноправных сторон. Государство имеет в своей собственности природные ресурсы, залегающие в ее недрах, но не имеет необходимых финансовых средств, а зачастую и необходимых технологий и ноу-хау для их эффективного освоения, поэтому заинтересовано передать эти природные ресурсы во временное пользование на срочной и возмездной основе с максимальной для себя выгодой.

Другая сторона - российский или иностранный инвестор - располагает необходимыми финансовыми ресурсами и технологиями и умеет эффективно разрабатывать такие природные ресурсы, поэтому заинтересована получить их во временное пользование на срочной и возмездной основе с максимальной для себя выгодой и готова также взять на себя все затраты и весь риск их освоения. Эта сделка может состояться, только если сотрудничество будет взаимовыгодным, а не результатом односторонних уступок или преференций инвестору со стороны государства. Следовательно, речь идет о выработке условий договора двух равноправных сторон.

Для регионов, на территории которых расположены месторождения полезных ископаемых или зарегистрированы компании, производящие работы по проекту, выигрыш соглашений состоит в том, что в бюджет именно этих регионов поступают соответствующие части выплачиваемых инвестором платежей за право пользования недрами, налога на прибыль, принадлежащей государству доли прибыльной продукции. Для регионов, на территории которых расположены предприятия, производящие оборудование, необходимое для реализации этих проектов, выигрыш состоит в получении заказов. Их размещение будет осуществляться на конкурсной основе, причем маркетинговые исследования самих инофирм показали, что российские производители имеют весьма высокие шансы на победу в конкурентной борьбе. Анализ технико-экономического обоснования существующих сегодня нефтегазовых проектов инофирм на условиях СРП показал, что в среднем 50-70% заказов на оборудование и услуги они предполагают размещать на российских предприятиях. Это означает: первые инвестиционные потоки пойдут не в "нефтяные" или другие сырьевые, а в "машиностроительные" регионы, которые получат заказы, загрузку производственных площадей, занятость, зарплату, налоговые платежи в местные бюджеты, это позволит смягчить проблему неплатежей, уменьшить социальную напряженность и т.д. Вполне возможно, что совокупные доходы государства в случае реализации нефтегазовых СРП по линии "машиностроительных" регионов могут оказаться сопоставимыми или превысить доходы государства по линии "нефтяных" регионов. В первую очередь, в выигрыше могут оказаться регионы, в которых находятся попавшие под конверсию высокотехнологичные производства бывшего ВПК. Проведенные экспертами расчеты по проекту освоения Приобского месторождения российской компанией ЮКОС и американской Амоко показывают, что "нефтяные" доходы государства (36 млрд долл. за весь период реализации проекта) могут оказаться вдвое меньше "машиностроительных" доходов государства (60-80 млрд долл.) (рис. 19).