В Законе содержатся нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.
В рамках организационного аспекта в Законе наиболее обстоятельно регламентированы вопросы, связанные с системой должностей гражданской службы.
Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:
перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;
перечни типовых воинских должностей;
перечни типовых должностей правоохранительной службы.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы составляют перечни должностей государственной гражданской службы.
В соответствии со ст. 12 Закона устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы РФ) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.
Должности гражданской службы включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего реестры должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Федерации, утверждается Указом Президента РФ.
1.2 Право равного доступа к гражданской службе
Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) устанавливает, что граждане имеют равный доступ к государственной службе. Исходя из данной конституционной нормы Закон N 58-ФЗ (ст. 3) и Закон N 119-ФЗ (ст. 4) устанавливают, что государственная служба Российской Федерации основана на принципе равного доступа граждан к государственной службе. Это означает равный доступ граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п. Таким образом, запрещается всякая дискриминация при поступлении и прохождении государственной службы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, что в качестве общего принципа предопределено и в п. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Требования к кандидату на должность гражданской службы обусловливаются исключительно характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные законы N 58-ФЗ и N 79-ФЗ содержат:
- квалификационные требования к профессиональным качествам граждан, поступающих на государственную службу (в числе наиболее важных - наличие определенного уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);
- конкурсный порядок отбора претендентов на должности;
- периодическую проверку гражданских служащих (аттестация);
- сдачу квалификационного экзамена;
- формирование резерва кадров на конкурсной основе - ведение реестров гражданских служащих и другие требования объективной оценки личных и профессиональных качеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу. Например, согласно ст. 40.1 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В проекте Федерального закона о государственной правоохранительной службе устанавливаются свои требования для граждан, поступающих на данную службу. В числе требований к личности претендента на гражданскую службу установлен предельный возраст пребывания на государственной службе (ст. 25 ФЗ N 79-ФЗ), что нельзя трактовать как ограничение права на доступ к государственной службе.
Вопрос о правомерности установления возрастного требования к государственному служащему неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ по запросам различных категорий государственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушением принципа равного доступа на государственную службу.
Позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу представляется обоснованной. Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.
Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере особые правила. В частности, требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной, службы. Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией России право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) либо как не согласующиеся с предписаниями ее ст. 55.
Принцип равенства, закрепленный в ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111, не считаются дискриминацией. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав[1].
Закон о системе государственной службы не устанавливает порядок защиты государственным служащим своих прав. В Законе N 119-ФЗ предусматривалось, что государственный служащий вправе обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Федеральный закон N 58-ФЗ не регламентирует порядок защиты государственным служащим своего права на государственную службу. Согласно п. 4 ст. 10 Закона такой порядок должен устанавливаться в законодательных актах, посвященных отдельным видам государственной службы.
В Законе N 79-ФЗ (ст. 70) предусмотрено, что гражданин вправе обжаловать в суд отказ в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы, а также решение конкурсной комиссии по результатам конкурса. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора, а также порядок рассмотрения таких дел судом согласно п. 17 ст. 70 Закона о государственной гражданской службе устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время законодательный акт, определяющий особенности рассмотрения индивидуальных служебных споров, не принят. Рассмотрение дел, связанных с оспариванием отказа в приеме на гражданскую государственную службу, производится в судах общей юрисдикции по правилам Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), установленным для обжалования в суд действий и решений органов публичной власти. Однако к этим спорам по аналогии сейчас должны применяться и правила, установленные для индивидуальных трудовых споров (ст. 392 - 397 Трудового кодекса РФ).
Вместе с тем индивидуальные служебные споры должны рассматриваться по правилам административного судопроизводства и в административных судах. ГПК РФ не содержит даже упоминания об индивидуальных служебных спорах и, соответственно, не определяет никакие особенности их рассмотрения. Например, следует определить срок, в течение которого гражданин, которому отказано в приеме документов на участие в конкурсе на замещение должности гражданской службы, может обжаловать данный отказ в суд, и предусмотреть сокращенные сроки рассмотрения таких дел судом, с тем чтобы в случае признания действий конкурсной комиссии неправомерными гражданин еще имел возможность принять участие в конкурсе, подать документы. Следует обозначить и срок для обжалования решения конкурсной комиссии, принятого по результатам конкурса, а также основания для отмены данного решения комиссии.