Два типа и две концепции демократии.
Демократия - весьма сложное, многогранное явление. Её можно рассматривать и как способ социально - политического движения масс, и как форму государства, форму организации и осуществления власти в обществе, и как политический режим, и как систему прав, свобод и обязанностей граждан. Социализму и капитализму соответствуют два противоположных типа и две принципиально различных концепции демократии.
Демократия буржуазного типа. Определяется капиталистическими производственными отношениями, которые объективно нуждаются в лично свободной рабочей силе.
Формы и институты:
1. наличие конституций, формально закрепляющих личные, политические права и свободы граждан, провозглашающих принцип равенства перед законом;
2. разделение властей, верховенство парламента над правительством, независимость судебных органов;
3. провозглашение свободы деятельности политических партий и других объединений;
4. формальное признание участия народа в делах государства, его влияния на решение основных вопросов жизни общества.
Буржуазную концепцию демократии отличает внеисторизм, отрыв ее от экономических основ общества, изображение ее как «чистой» демократии. Другая особенность заключается в абсолютизации «свободы личности», крайнего индивидуализма, питательной почвой которого являются частнособственническая психология и мораль. Плюрализм и политическая оппозиция (в буржуазном варианте) - это не критерии демократии, а выражение антагонистических противоречий капиталистического общества. Когда эти порождения капитализма объявляются основными критериями любой демократии, то тем самым преследуется несколько целей:
· во - первых, приобретаются аргументы для восхваления буржуазного строя, его экономической и политической систем;
· во - вторых, народным массам навязывается буржуазное понимание демократии;
· в - третьих, очерняется социализм (нет политической оппозиции - нет демократии).
Буржуазная демократия противоречива, она открывает возможность для проникновения трудящихся, их общественных организаций в представительные учреждения, создает условия для рабочего класса, других слоев трудящихся в общественно - политические организации, для легальной борьбы против власти капитала, поэтому развитие демократии неизбежно подтачивает основы этой власти.
Демократия социалистического типа. С возникновением государственной власти трудящихся появляется новый, социалистический тип демократии, в условиях которого впервые в мировой истории человек труда, его потребности и интересы поставлены в центр политики государства.
Признаки и свойства:
1. Экономическим фундаментом служат общественные формы собственности и социалистическая система хозяйства.
2. Субъектом, носителем является единая социальная и интернациональная общность - советский народ.
3. Характеризуется широкой системой прав и свобод граждан, равными возможностями для всех участвовать в управлении и самоуправлении. Истинным мерилом прав и свобод служит система гарантий: экономических, политических, организационных, юридических.
4. Отличается глубоким единством и нерасторжимостью прав и обязанностей, свободы и ответственности личности.
5. Распространяется на все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.
6. Неотделима от социальной справедливости и законности.
Вообщем, социалистическая демократия - это полновластие народа, выражающееся в повседневном активном и действенном участии трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни, наличие у граждан широких, гарантированных прав и свобод, сочетающихся с обязанностями, заинтересованном отношении к общественным преобразованиям, практической деятельности по их осуществлению в целях совершенствования социализма и строительства коммунизма.
2.3 Формы осуществления демократии
Демократия, выступая как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления, представляет систему. Подсистемами, или, как принято говорить в юридической литературе, формами демократии, являются непосредственная и представительная демократии.
Исторически первой возникла непосредственная демократия. Демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества. Примерами непосредственной демократии являются плебисциты.[18] Своеобразными плебисцитами были постановления большинства, провозглашавшиеся на родо-племенных собраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых других городах Руси. В своей работе "Обзор истории русского права" М.Ф. Владимирский-Буданов определяет вече как орган государственной власти собрание полноправных граждан старшего города земли. Здесь же он выделяет три эпохи в истории развития народных собраний: первая (VI-VIII вв.), когда народное собрание есть племенная сходка; вторая (IX-X вв.), когда вече находится в процессе перехода от племенного собрания к городскому; третья эпоха вечевых собраний (X-IXIII вв.) есть эпоха полного выделения этой формы власти в самостоятельную (как собрание простых граждан) и полного развития ее прав. "Вече, состоящее главным образом из простых граждан и выделившееся из совета старейшин, есть демократическая форма власти, т.е. главная роль при решении дел принадлежит простому народу".
Наиболее последовательно идея непосредственной демократии была разработана Ж.-Ж. Руссо, общепризнанным автором теории народного суверенитета, его неделимости и неотчуждаемости. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею о том, что власть народа и правление, которое ее осуществляет, существуют лишь в интересах народа. Отсюда следует трудно оспариваемый вывод, что нечто, устанавливаемое в интересах всех, должно быть регулируемо общей волей, все граждане должны участвовать в принятии этого решения при условии подчинения воле большинства. Так, с одной стороны, обеспечивается право каждого участвовать в решении общих дел, а с другой служит хорошим практическим средством для обеспечения управления общими делами.
Ж.-Ж. Руссо допускал, что "общая воля неизменно направлена прямо к одной цели и стремится всегда к пользе общества, но из этого не следует, что решения народа имеют всегда такое же верное направление. Люди всегда стремятся к общему благу, но не всегда видят, в чем оно". Философ не отождествлял народный суверенитет и демократию. Суверенитет народа возможен, истинная же демократия, требующая осуществления народом и законодательства и управления всеми делами общества, неосуществима. Из этих положений вытекает, что народ сосредоточивает в своих руках все атрибуты власти и никакое частное лицо, ни монарх, ни депутат не могут считаться законными обладателями всей полноты этой власти. Суверенитет неотчуждаем и неделим учил Ж.-Ж. Руссо. На практике это означает, что никакое представительное собрание не может сосредоточить в себе всей полноты прав, принадлежащих народу. И эти права могут быть реализованы только всей совокупностью граждан. Ж.-Ж. Руссо порицал идею народного представительства: "Депутаты народа... не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно". Концепция Ж.-Ж. Руссо, построенная на началах справедливости, совершенно правильно предугадывала то общее направление, в котором будет происходить развитие современных государств. Но она рисовала совершенно отвлеченный идеал, недостижимый в настоящем и едва ли достижимый в будущем.
Определение Российской Федерации в Конституции 1993 г. как демократического государства основывается прежде всего на признании народа источником власти (греч. demokratia - демократия, бук.: народовластие, от demos народ и kratos власть). Демократизм государства находит также выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Его сущность характеризуется пониманием народовластия как единого процесса формирования воли народа и ее практического осуществления, как единства экономической, политической и духовно-нравственной власти народа и механизмов их реализации, как распоряжение народа своей свободой без ущерба свободе составляющих его социальных групп.
Конституция РФ провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России, признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, выдвигая на первое место непосредственное осуществление власти народом, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3). Конституционное право граждан РФ на участие в управлении государством реализуется в двух формах демократии непосредственной и представительной (парламентской).
Идея представительства резюмируется в следующем: проявления воли, исходящие от известных индивидов или известных групп индивидов, имеют ту же силу и производят то же последствие, как если бы они прямо исходили от нации. Формальный носитель верховной власти (народ) не отождествляется с носителем реальным (представительными учреждениями). Субъект воли и ее выразитель в условиях представительной демократии не совпадают. Согласно Конституции РФ 1993 г., народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3); представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание парламент РФ (ст. 94); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).