Смекни!
smekni.com

Собственность на природные ресурсы в России и зарубежом (стр. 3 из 7)

Энергетической стратегией России на период до 2020 года общий объём инвестиций в нефтегазовый комплекс оценивается в 750 млрд. долл., причём из них около 2/3 могут быть обеспечены средствами самих нефтяных и газовых компаний. По мнению экспертов, дефицит инвестиций превышает 200 млрд. долл. Отсюда следует, что должно быть повышено внимание к экономически устойчивым отраслям, которые способны привлечь крупный инвестиционный капитал и обеспечить стабильность бюджета государства. Это в свою очередь приведёт к активизации смежных отраслей промышленности и созданию условий для изменений структуры экономики за счёт внедрения новейших технологий.

Улучшение ситуации в топливно-энергетическом комплексе может быть обеспечено как за счёт налоговой реформы, так и за счет совершенствования ценообразования на продукцию комплекса. Для этого необходимо предусмотреть понижение суммарного налогообложения, упрощение налоговой системы, обеспечить стимулирующую роль налогообложения в увеличении объёмов инвестиций в освоение новых месторождений, добычу, переработку и транспортировку энергоресурсов.

Природные богатства Российской Федерации дают ей возможность преодолеть затянувшийся кризис, достичь высоких темпов роста и восстановить необходимый индустриальный и технологический уровень. Согласно закону РФ "О недрах" (статья 12) полезные ископаемые в России являются собственностью государства. Известно, что государственная статистика не публикует оценок природной ренты в связи с тем, что отсутствуют объективные методики её расчётов. Поэтому необходимо разработать методы её оценивания, а также механизмы её распределения в сочетании с совершенствованием природно-ресурсного законодательства.

2.2. Тенденции развития

Специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов пришли к выводу, что в XXI в. будет продолжаться рост потребления топливно-энергетического и минерального сырья. По прогнозам, в последующие 50 лет объёмы горно-добычных не менее 33% ВВП и работ возрастут более чем в пять раз, главным образом за счёт ввода новых месторождений с переработкой руд по старым технологиям.

Минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от более глубокого кризиса. Ведь около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования, а добывающими отраслями обеспечивается около 70% объема экспорта страны.

Возникает вопрос: что же происходит в минерально-сырьевом комплексе России? Следует помнить, что Россия унаследовала от СССР положение самой обеспеченной минерально-сырьевыми ресурсами страны. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа - 32%, угля - 11%, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа от 10 до 36% и т.д. Стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов составляет примерно 28,5 трлн. долларов.

По обеспеченности России разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов выделяются следующие четыре группы полезных ископаемых:

2.2.1. газ, алмазы, никель, платина, бериллий, калийные соли, хризотил-асбест, которых хватит на длительный период;

2.2.2. свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий - интенсивный уровень добычи обеспечен на 5-7 лет;

2.2.3. марганец, титан, рудное золото, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый шпат - уровень добычи их обеспечен, однако запасов недостаточно;

2.2.4. уран, вольфрам, цирконий, рений, стронций - разведанные запасы следует считать ограниченными, но имеется возможность их расширения.

В последнее десятилетие XX в. на фоне устойчивой мировой тенденции роста разведанных запасов, производства и потребления минеральных ресурсов, в России происходили диаметрально противоположные процессы.

Структура топливно-энергетического баланса России стала резко отличаться от структур других стран в худшую сторону, а это не может не сказаться на будущей экономической перспективе. В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) осуществлено рыночное реформирование: производственная база комплекса полностью акционирована и в значительной части приватизирована (кроме ядерной энергетики, транспорта нефти и нефтепродуктов). Хотя государство сохранило за собой ценовое регулирование на продукцию естественных монополий (электроэнергетика и централизованное теплоснабжение, транспорт газа, нефти, нефтепродуктов) и контроль за деятельностью в этой сфере, ТЭК как единый комплекс быстро превращается в совокупность хозяйствующих субъектов, руководствующихся узкокорпоративными и рыночными интересами.

Износ основных фондов в ТЭК превысил 50% (в нефтепереработке - 80%). В то же время ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился от 2 до 4,5 раз.

При практически полном отсутствии бюджетного финансирования, составляющем (за счёт поддержки угольной отрасли) менее 1% всех инвестиций в ТЭК, и из-за недостаточности средств самих предприятий, доля заёмных средств составляет 10-12%. В то же время сформировавшиеся новые собственники неудовлетворительно выполняют свои инвестиционные функции и обязательства;

Искажены ценовые соотношения на взаимозаменяемые энергоресурсы, что привело к деформации структуры спроса с чрезмерной ориентацией его на газ и снижением конкурентоспособности угля. Последнее обстоятельство явилось следствием грубейшего технико-экономического просчёта и безответственности руководства ТЭК и страны, допустивших во время "газовой паузы" провал в разработке современных технологий использования дешёвых видов энергоносителей (уголь, торф и др.).

И главное, происходит серьёзное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы добывающих отраслей ТЭК, связанное с ухудшением характеристик запасов и свёртыванием поисковых работ. Не зря один из известных нефтяников страны Р. Сафин заявил: "На протяжении последних десяти лет не было разведано ни одного нового нефтяного или газового месторождения, все существующие месторождения были открыты ещё при советской власти. Практически разрушена система геологоразведки в стране. Если не возобновить разведку новых месторождений, то через 20-25 лет страна останется без нефти и газа. И нефтегазовые компании не смогут выполнять эти функции, это - задача государства".

Большие разведанные запасы природного газа, сконцентрированные в основном в крупных и уникальных месторождениях, позволяют обоснованно рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности. Но не следует забывать при этом о переходе основных месторождений газа в режим падающей добычи. Резкий взлёт цен на нефть на рубеже веков показал, что ситуация меняется: предстоящий спад добычи нефти уже не является предметом дебатов и прогнозируется не позже 2010 г.

Энергетика, транспорт и нефтехимическая промышленность могут рассчитывать только на имеющиеся ресурсы газа и угля. Их доля в мировой энергетике в 2002 г. составляла примерно по 24%. Но твёрдое агрегатное состояние угля и большое количество примесей - от серы до тяжёлых металлов - создаёт множество проблем и делает его менее привлекательным, чем природный газ. Природный газ уверенно выдвигается на передовую позицию в энергетике, в том числе как источник вторичных энергоресурсов и транспортного топлива. В 2002 г. его добыча в мире превысила 2,5 трлн. кубометров. Доказанные мировые ресурсы газа постоянно пересматриваются в сторону увеличения и на 2002 г. составляли около 155 трлн. кубометров, а потенциальные оцениваются в 280 трлн. кубометров. Но существуют ещё огромные залежи твёрдых газовых гидратов, содержание метана в которых превосходит традиционные запасы на два порядка и достигает 20 тыс. трлн. кубометров. Основной промышленный способ их извлечения - предварительная конверсия газа в смесь оксида углерода и водорода (синтез-газ), что составляет до 70% общей стоимости производства. Это сложнейшие многостадийные энергоёмкие процессы. Порогом их экономической рентабельности является производительность в 600 тыс. тонн газа в год.

Основная технологическая проблема газохимии - преодоление более высокой химической устойчивости метана, чем всех остальных углеводородов и продуктов их переработки, за исключением оксидов углерода.

По прогнозам Минэнерго РФ, мировой рост потребления первичных энергоносителей - нефти и газа - в ближайшие 25 лет может возрасти на 60-70%. При этом истощение углеводородных запасов и рост цен на энергоресурсы вынуждают промышленных потребителей, в том числе самих нефтяников и газовиков, уже сегодня искать выгодные способы использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. В их числе водород: это не только экологически чистый источник производства электроэнергии, но и топливо для автомобилей, которое в будущем может вытеснить с рынка традиционное нефтяное горючее.

Сложным является положение в нефтедобывающей промышленности: свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности их добычи. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин 25 т/сутки составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т/сутки. Запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60% добычи, выработаны более чем на 50%. Доля запасов с выработанностью свыше 80% превышает 25%, доля с обводненностью в 70% - свыше трети разрабатываемых запасов, а доля трудноизвлекаемых запасов уже достигла 55-60% от разрабатываемых.