Смекни!
smekni.com

Специфика кооперации химической промышленности 2 (стр. 7 из 12)

Юридической основой кооперирования в виде поставок деталей, узлов и аппаратов являются различного рода соглашения, которые могут не совпадать по своей форме и по содержанию. Наибольшее распространение получили соглашения о специализации и кооперировании производства, договоры о подрядном кооперировании, контракты на куплю-продажу комплектующих изделий и другие. Рассмотрим хотя бы кратко основные условия одного из этих соглашений, к примеру, договора о подрядном кооперировании. Посмотрим, на каких условиях он осуществляется.

Традиционно в этом договоре действуют две стороны — заказчик и поставщик. Первый выдает заказ на производство комплектующих, которые войдут составной частью в конечный продукт, изготовляемый и реализуемый заказчиком. Заказ может предусматривать изготовление, обработку или заключительные работы с материалами и частями, осуществляемые поставщиком по указанию заказчика. Если говорить более конкретно, то объектами договора о подрядном кооперировании могут быть производство узлов и деталей в соответствии с требованиями заказчика, выпуск комплектующих по его чертежам и спецификациям, выполнение технологических функций по превращению полуфабриката в готовые изделия и другие операции.

Согласно условиям договора подряда, стороны обязательно фиксируют цены на все виды поставляемых комплектующих или выполняемых технологических операций. Иногда поставщик может использовать предложенные заказчиком затратные данные, в других случаях сам устанавливает цены либо определяет их совместно с заказчиком. Договор о подрядном кооперировании непременно предусматривает качество и сроки поставок деталей, узлов и других компонентов. В связи с этим в нем определяются меры наказания за нарушение сроков исполнения заказа или снижения качества изделий. Размеры штрафов достигают 20—30%, а в некоторых случаях и 50% стоимости поставляемых по договору комплектующих.

Подписание договора о международном производственном кооперировании, как правило, происходит после выпуска поставщиком партии товаров, которые апробируются заказчиком и получают его одобрение. Договор может быть расторгнут в случае нарушения его одной из сторон или по другим мотивам, предусмотренным в нем.[9, С. 87]

Таким образом, метод взаимной частичной специализации и международного производственного кооперирования на основе реализации партнерами совместной программы используется и для создания единого продукта, начиная со стадии его проектирования и кончая сбытом и техобслуживанием. Наибольшее развитие он получил в аэрокосмической промышленности, атомном, энергомашино- и судостроении.

2.3 Участие Российских предприятий в развитии МПК

Развитие международного кооперирования российских предприятий — весьма сложное явление. Этот тип внешнеэкономических отношений практиковался и ранее. Но ограниченность таких отношений состояла в том, что они, по существу, были односторонними — из всего объема кооперированных связей предприятий, расположенных на территории бывшего СССР, 80% осуществлялись со странами СЭВ, а остальные 20% приходились на индустриальные и развивающиеся государства, вместе взятые. Такая ситуация не могла не отразиться на состоянии всего технического уровня отечественной промышленности. Отставание бывшего Советского Союза в области международного кооперирования производства тормозило научно-технический прогресс в его промышленности, сдерживало интенсивные факторы развития отечественной экономики.[7, C.25]

В условиях перехода к рыночным методам управления экономическими процессами изменилась географическая структура кооперированных связей российских предприятий. Они развиваются иначе, чем в прошлом, и у них четко обозначились три основных направления — связи с промышленно развитыми странами, со странами Восточной Европы и со странами СНГ. Каждое из этих направлений имеет как свою специфику, так и нечто общее. Сначала поговорим о специфике этих направлений.

Уже сейчас обозначилась заметная тенденция в сторону ускоренного развития кооперированных связей с промышленно развитыми государствами. Несмотря на ряд противодействующих факторов, этот процесс в ближайшем будущем будет быстро набирать силу и в стратегической перспективе может приобрести решающее значение в области этой формы внешнеэкономической деятельности России. Основным стимулятором такого развития является стремление приобщиться подобным путем к научно-техническому прогрессу, свойственному экономике западных стран. И в наиновейшей отечественной истории уже имеется немало конкретных проектов развития международного кооперирования российских предприятий с партнерами именно из этой группы стран. Вот лишь некоторые из примеров, иллюстрирующих это явление.

Вологодский механический завод в конце 1995 г. приступил к сборке троллейбусов “Шкода” из чешских комплектующих компонентов. Проектная мощность завода составляет 300 машин в год. В первую очередь они будут продаваться автопредприятиям Северо-Западного региона России.

Германская инжиниринговая компания “Профуна” сделала заказ литейному заводу КамАЗа на 30 млн. долларов. Согласно контракту российское предприятие изготовит алюминиевые отливки для крупных автомобилестроительных концернов — “Мерседес-Бенц”, “Бош”, “Ман” и других. Аналогичные заказы получили металлургические предприятия Урала, Заволжский моторный завод и предприятие “Зенит” в Красногорске. По словам президента компании “Профуна” Хайнера Засса, весь пакет заказов российским предприятиям на производство комплектующих изделий оценивается в 60—70 млн. немецких марок. Эта сделка считается высокоэффективной. “В Германии это обошлось бы на 15—20 процентов дороже”, — заявил Засс.

Обратимся теперь к авиастроительной промышленности. И здесь налаживаются связи по кооперированию с индустриальными странами. С американской фирмой “Хониуелл” еще в 1991 г. Достигнута договоренность об установке ее пилотажно-навигационного оборудования на выпускаемых в Ульяновске самолетах ТУ-204. А другая известная американская фирма “Пратт-Уитни” поставляет двигатели для собираемого в Воронеже широкофюзеляжного самолета ИЛ-96. Всего в сборке этого самолета участвуют 18 зарубежных фирм.

Не только авиастроительные компании промышленно развитых стран поставляют комплектующие нашей стране, но и российские предприятия будут экспортировать аналогичную продукцию западным фирмам. Так, на проходившем в июне 1997 г. в Ле Бурже авиасалоне министр экономики Я. Уринсон заявил, что Россия станет партнером европейского консорциума “Эрбас индастри” по производству известного пассажирского лайнера А-300. Хотя подробности не ясны, но уже известно, что крылья для аэробуса будет делать ульяновский завод “Авиастар”, а производством шасси займется нижегородское предприятие “Гидромаш”.

Но настоящей сенсацией в сфере международного кооперирования стало подписание контракта на том же авиасалоне Ле Бурже между российскими государственными компаниями “Росвооружение”, Таганрогским авиационно-техническим комплексом (ТАНТК) и израильской фирмой “Израэл эркрафт индастриз” о совместном производстве самолета радиолокационного обнаружения (ДЛРО) А-50, российского аналога знаменитого американского АВАКСа. 90% работы по самолету выполнит российская сторона, а комплекс бортового радиолокационного оборудования станет поставлять Израиль.

Соглашения о развитии международного кооперирования производства российской стороной заключены не только с американскими, германскими, израильскими, но и с английскими, японскими и другими западными фирмами и корпорациями. Однако несмотря на большое обилие национальных цветов, у этих договоренностей есть один очень важный положительный момент, который роднит их всех. Состоит же он в том, что кооперирование предприятий с разными индустриальными странами создает возможность не только ускоренной технической модернизации и производства новых сложных машин, но и открывает их рынки перед отечественной машинотехнической продукцией. Это имеет не менее важное значение для российской экономики, чем замыкающиеся на себе обычные поставки по кооперированным связям.

Свою специфику имеет и подход к развитию международного кооперирования производства с предприятиями стран Восточной Европы, входившими ранее в Совет Экономической Взаимопомощи. На этом направлении обращает на себя внимание тот факт, что кооперированные связи с предприятиями стран Восточной Европы в одних случаях полностью распались, а в других резко сократились. Вследствие этого ряд предприятий, десятилетиями ориентировавшихся на сбыт продукции в нашей стране, остановились, что нанесло немалый материальный ущерб всем бывшим странам — членам СЭВ.

Разрушительные последствия непродуманных акций — переход к взаимным расчетам в СКВ, отмена клиринговых расчетов и других — сейчас столь очевидны, что остро ставят перед странами СНГ и Восточной Европой задачу восстановления значительной части внешнеэкономических связей, в том числе и по кооперированию. Однако вернуть прошлое теперь совсем непросто. Дело в том, что технический уровень и качество значительной части промышленной продукции стран Восточной Европы и СНГ, особенно машинотехнической, таковы, что она неконкурентоспособна, и синдром бегства от нее все еще жив в памяти бывших партнеров, они проявят при заключении сделок купли-продажи исключительную избирательность. Для поднятия же уровня ее конкурентоспособности требуются многомиллиардные валютные средства на новые технологии и технику, каковыми ни Россия, ни страны Восточной Европы не располагают. Наоборот, они обременены большими внешними долгами и у них нет надежных источников их обслуживания.