Смекни!
smekni.com

Трудовая миграция населения (стр. 3 из 5)

Падение производства и закрытие пред­приятий в условиях кризиса обостряют конку­ренцию среди соискателей. В Великобритании по вновь введенным правилам приема на работу высококвалифицированные специалисты обя­заны иметь диплом магистра, а не бакалавра, как раньше. Это нововведение приведет к сокра­щению мигрантов в этой категории работников. В отчете КЕС по мониторингу рынка труда в ЕС от 17 февраля 2009 г. отмечалось, что до декабря 2008 г. резкое замедление экономики не силь­но повлияло на показатель уровня безработи­цы в ЕС. Незначительное воздействие кризиса на рынок труда с начала 2008 г. частично объ­ясняется тем, что уровень занятости реагиру­ет на экономическую активность, как правило, с опозданием на 3 квартала. По некоторым от­четам Еврокомиссии, в ответ на спад количе­ство вакантных рабочих мест стало уменьшаться. А по последним прогнозам КЕС прирост занято­сти будет отрицательным в 2009 г., она снизится от 0,5 до 2,5% в 2009 г., но в 2010 г. число заня­тых может увеличиться на 0,5 млн в странах ЕС, притом что средний уровень безработицы мо­жет вырасти на 2,5% в течение следующих двух лет31. Первыми рост безработицы в ЕС ощутили на себе молодежь и работающие по временным трудовым контрактам, в т.ч. и трудовые мигран­ты из третьих стран, использующие эти контрак­ты. При отсутствии новых рабочих мест могут возникнуть противоречия между гражданами ЕС и вновь прибывшими иностранными рабочими. В условиях кризиса трудовые мигранты будут вы­нуждены соглашаться на более низкую зарплату и худшие условия труда для сохранения работы, при этом переводы на родину сократятся, а они часто превышают общие объемы иностранной помощи развивающимся странам. Это приведет к долгосрочным последствиям для экономики отправляющих мигрантов стран и к увеличению числа живущих за чертой бедности от 5 до 20 %. Но в случае резкого сокращения притока легаль­ных мигрантов существует реальная опасность усиления нелегальной миграции со всеми вы­текающими последствиями, включая рост пре­ступности и социальной напряженности, как это было во Франции в 2005—2006 гг.

Глава 3 Методы государственного регулирования трудовой миграции.

3.1 Нелегальная миграция в России.

Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция. Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы (ФМС), отмечает, что совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд. долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд. долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд. долларов наличными. Чиновник отметил, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн. мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально. Международный опыт также свидетельствует о широком распространении этого явления. Так, существующие оценки численности нелегальных мигрантов для отдельных стран колеблются в широких пределах. В США, по средним оценкам, проживает 4–5 млн. нелегальных мигрантов, это примерно 1,5% от всего населения страны. В Италии — 0,5–1 млн. человек. В Греции — 300 тыс., или 3% населения страны. Предполагается, что в странах Северной и Западной Европы нелегальные иммигранты составляют 50% от общей численности легальных мигрантов. При этом наименьшее количество нелегальных мигрантов находится в Скандинавских странах, Канаде и Австралии.

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране. Распространена точка зрения, что нелегальная миграция может представлять угрозу для национальной безопасности страны. Особенно много опасений высказывается по поводу нелегальной трудовой миграции, способной в недалеком будущем приобрести довольно острый характер.

В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд. долларов, что является ощутимым для российской экономики.

Проанализируем основные причины появления нелегальной трудовой миграции. Главными факторами являются экономические, обуславливающие направления потоков легальных мигрантов, а именно различие в уровне жизни между развитыми и неразвитыми странами. Причины нелегальной миграции сводятся к ограничительной политике стран классической иммиграции и европейских государств, отсутствию эмиграционного контроля в странах происхождения нелегальных мигрантов.

Нелегальная миграция является наглядной демонстрацией существующего в международном праве противоречия между правом каждого человека свободно выезжать из страны и правом государства охранять интересы своих граждан. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

3.2 Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков: гендерный аспект.

Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. Только легальных трудовых мигрантов в мире насчитывается от 120 до 200 млн. человек (по сравнению с 75 млн. в 1965 году). Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. Устойчивая трудовая миграция за несколько десятилетий привела к сегментации рынков труда в развитых странах и выделению секторов, занятых преимущественно мигрантами. Это, в первую очередь, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой, это наиболее дискриминируемые, неформальные или теневые сегменты занятости. Женщины-мигранты заняты в основном в индустрии досуга и развлечений, общественных услугах (низший персонал гостиниц, баров, фитнес-центров и т.п.), домашнем обслуживании (няни, гувернантки, домработницы, уход за детьми, престарелыми и больными). Мигранты-мужчины используются в строительстве, на тяжелых участках крупного промышленного производства, других неквалифицированных и тяжелых работах.

В результате двоякой - национальной и гендерной - сегрегации работников на рынках труда индустриально развитых стран складывается специфическое разделение труда, в котором женщины-мигранты играют вполне определенную роль. Это разделение труда между национальными работниками и мигрантами, а также между самими мигрантами по гендерному признаку в настоящее время представляет нечто большее, чем просто наличие определенных экономических ниш мигрантов разных национальностей на рынках труда принимающих стран. Оно перерастает в определенный экономический режим, на котором строится в значительной мере экономика развитых индустриальных государств, причем экономическое и социальное благополучие этих стран все больше и больше зависит от притока труда мигрантов.

Феминизация миграционных потоков, т.е. увеличение доли женщин в общем количестве мигрантов, признается специалистами характерной чертой новейшего этапа развития международной трудовой миграции[1]. Женщины в силу различных причин концентрируются именно на нелегальном полюсе миграции.

Женщины-мигранты заняты в наиболее дискриминируемых, неформальных и теневых сегментах мигрантской занятости. Труд в сфере услуг, куда в основном привлекаются женщины-мигранты, имеет ряд особенностей, которые делают работников этой сферы более уязвимыми и менее социально защищенными, чем занятых в других отраслях экономики. О том, что женщины-мигранты трудятся в наименее престижных сферах занятости, говорит оплата их труда. В соответствии с данными выборочного обследования ИСЭПН РАН в группе низкооплачиваемых трудовых мигрантов (до 500 долларов в месяц) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, в то время как в группе высокооплачиваемых мигрантов (свыше 1000 долларов в месяц) эта пропорция изменяется на противоположную 1:3. Низкий статус труда, которым заняты мигранты, помимо объективной экономической стороны имеет и субъективное проявление. Складывается отрицательный социальный имидж женщин-мигрантов, определенная стигма на их образе в глазах общества, основанная на том, что они обычно выполняют непрестижную, часто общественно порицаемую работу.

Официальными каналами трудовой миграции из России сегодня является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии Минфедерации России, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 году выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тысячи женщин, или 12,5% от общего числа трудовых мигрантов.

В целом мужчины более ориентированы на эмиграцию, в трудовой же миграции ориентации практически совпадают. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство. Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Причем около 20% потенциальных мигрантов настроены на миграцию на срок до трех месяцев, т.е. на быстрый заработок и возврат домой. Основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции, обеспеченной определенной квотой рабочих виз, специально для женщин. Причем, предлагать такие или подобные программы должна Россия как более заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции.