Экономика экологического кризиса:
Следует отметить, что вообще нагрузки на природные ресурсы, окружающую среду и системы жизнеобеспечения людей, уже приведшие к столь глубокому обострению экологической ситуации в мире, неизбежно будут нарастать и дальше – это неизбежно. Это значит, что в самом центре причинно-следственной системы, от которой зависит бедующее человечества, находятся взаимодействующие связи между окружающей средой и экономической деятельностью. Границы, в которых может сохраниться и процветать жизнь человека, устанавливаются пределами окружающей среды. Таким образом, окружающая среда и экономическое развитие непременно и тесно связанны между собой, и наше будущее зависит от того, насколько успешно мы будем учитывать эти связи.
Связи между окружающей средой и экономикой просматриваются во многих явлениях, к которым сейчас приковано наше внимание. Недавний голод в африканских странах к югу от Сахары стал скорее следствием серьезного ухудшения экологического положения, нежели результатом только лишь засухи, которая, несомненно, явилась катализатором бедствия.
Проблема экологической безопасности тесно связана с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих хищническую эксплуатацию природных ресурсов, экспорт загрязняющих производств и опасных отходов, - это мысль подчеркивалась на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, состоявшейся в 1992г. Американский ученый Браун, директор вашингтонского института всемирного наблюдения, подчеркивал в этой связи, что экстенсивное разрушение природных обеспечивающих систем и ухудшающиеся экологические условия представляют угрозу национальной и международной безопасности, которая сейчас соперничает с традиционной военной угрозой.
Здесь как раз требуются наиболее развитые формы международного сотрудничества на основе единых критериев, общепризнанных универсальных подходов. В этих целях необходимо придать динамизм существующим международным экологическим организациям и создать целый ряд новых. При этом ясно, что под них надо подвести соответствующую финансовую базу, возможно, наделить их определенными национальными правами в деле регулирования процессов охраны окружающей среды.
Пока что «экологические бюджеты» стран и международных организаций сравнительно невелики, не адекватны масштабам решаемых задач, хотя они и быстро возрастают. В 1970г. На природоохраняемые мероприятия человечество затратило 40 млрд. долл., в 1980г. – около 75 млрд., в 1990г. – приблизительно 150 млрд. В общем хотя эти расходы и растут, но они несоизмеримы ни с грядущим экологическим кризисом, реально угрожающим человечеству, ни с совокупным оборонным бюджетом мирового сообщества, годовой объем которого прямо и непосредственно действует против сохранения жизни на Земле. Эти соотношения между оборонными и экологическими бюджетами необходимо уже в самом ближайшем будущем поменять местами.
Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные страны расходуют 1-2% своего ВНП, не оказывают должной поддержки развивающимся странам, в то время как по расчетам стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде, составляет в среднем 4-6% стоимости их ВНП.
В нашей стране согласно принятой в 1995г. Программе «Экологическая безопасность России» утверждается, что примерно 100 млрд.руб. необходимо ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и предотвращение тотальной деградации природной среды. Но даже эта мизерная сумма, составляющая менее 1,3% от федерального бюджета. Признается фактически нереальной.
Поэтому Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на XXI век» в разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы, необходимые для осуществления экологической программы, записала, что «все страны должны определить, как претворить «Повестку дня на XXI век» в национальную «Политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции, среднегодовые расходы (1993-200 гг.) только на осуществление в развивающихся странах мероприятий, содержащих в «Повестке дня на XXI век» по результатам экологических проб, должны составить свыше 600 млрд.долл. США.
Концепция устойчивого развития:
Лишь обеспечение устойчивого, сбалансированного и контролируемого развития может реально гарантировать переход к новой эре необходимого и безопасного для мира экономического роста. Это означает, что при разработке экономической политики и в ходе ее осуществления необходимо обеспечить гармоничное сочетание между экономикой и окружающей средой. В Декларации Конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию раскрывается существо и цели реализации концепции устойчивого развития, которое включает в себя:
- признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
- охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
- право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений;
- уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня (по данным 2002 года) на долю населения Земли приходится лишь ½ часть мирового дохода. Подобный подход будет вести к массированному перемещению экономического роста в развивающиеся страны и регионы. Только путем удовлетворения огромных и всевозрастающих потребностей населения развивающегося мира, можно обеспечить возможности и перспективы перехода к новой эре стабильного, оптимального и сбалансированного экономического роста мировой экономики в целом.
Промышленно развитые страны должны первыми пойти по пути осуществления перехода к оптимальному и сбалансированному развитию. За последние несколько лет в промышленно развитых странах под воздействием повышения цен на энергию и в результате потенциальной нехватки ресурсов резко сокращается сырьевой компонент в производстве промышленной продукции.
Обеспечить экологическую безопасность в рамках политических блоков, систем, отдельных стран нельзя. Здесь мы имеем дело с общегуманистическими ценностями, требующими нового ведения глобальной ситуации, которое бы в практическом плане позволило обеспечить экологическую стабильность для всей цивилизации и в то же время для каждого члена мирового сообщества.
Я считаю, что экологическая проблема одна из наиболее важных задач для решения человечества. От решения этой проблемы зависит будущее всей планеты. И уже сейчас люди должны понимать и принимать активное участие в борьбе за сохранение мира. Пусть их вклад не такой уж и значительный, но как говорится: «С миру по нитке – голому рубашка».
3.2 Международные экономические аспекты продовольственной проблемы.
Общая ситуация в мире с продовольственным обеспечением населения:
В послевоенное десятилетие цивилизации не удалось решить традиционную проблему продовольственного обеспечения большинства жителей Земли. Эта проблема перестала быть актуальной лишь для десятка индустриальных стран капиталистического мира. И хотя потребление продовольствия в целом в послевоенные десятилетия возрастает во всех регионах, оно неравномерно распределено по континентам и по отдельным государствам. К тому же рост производства почти уравновешивается соответствующим ростом населения. Так, за последние 30 лет сбор зерновых возрос в 2 раза, а население Земли – в 1,8 раза. В дальнейшем эти тенденции, как предполагают исследователи, могут приобрести еще более негативное развитие – плодородие земли будет уменьшаться при стагнации роста население (о проблеме плодородия земель было сказано выше, на основе чего можно сделать вывод, что экологическая и продовольственная проблемы взаимосвязаны). А это дополнительные нагрузки на мировое равновесие.
Регионально-экономический аспект проблемы:
С точки зрения обеспеченности продовольствием в послевоенное десятилетие окончательно определились географические регионы Земли, характеризующиеся определенно выраженными чертами.
Это, во-первых, индустриальные зоны мира, включая Западную и Северную Европу, Северную Америку, Австралию и Японию – регионы, которые сталкиваются не с дефицитом высококачественного продовольствия, а с его избытком. Однако остается вне внимания исследователей то обстоятельство, что продовольственная безопасность развитых стран во многом покоится как раз на голоде развивающихся стран: собственных продовольственных ресурсов при высочайшей производительности аграрного сектора едва бы хватило развитым странам, если бы в развивающихся странах не были созданы целые аграрные анклавы, продукция которых предназначена для рынков развитых стран.
Во-вторых, это районы юга Европы и Средней Азии, большинство стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, в которых продовольственное обеспечение находится на уровне, приближающемся к норме, с точки зрения требований ВОЗ ООН.
В-третьих, это страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, а также Индия, Египет, Индонезия, продовольственное обеспечение которых находится на «допустимом» уровне отклонения от нормы по стандартам ВОЗ ООН.