В Проекте «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» констатируется тот факт, что «К рубежу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками процессов глобализации, становления открытого сообщества и постиндустриальной, информационной экономики является для России все более реальной».
Из этого утверждения следует, что не всякое положение страны в международном разделении труда, в мирохозяйственных связях может ее удовлетворить.
Если считать, что понятия «национальная экономика» и «экономика страны» не тождественны, то следует вывод, что не все, что делает страна, и не все, что делают для или помимо нее другие страны, отражает ее глобальную конкурентоспособность. Не все сделки, ведущие к сохранению и росту доли страны в мировом доходе, отвечает ее национальным экономическим интересам. Об этом фактически говорит Э.Г. Кочетов: «…включение национальной экономики объективно дает увеличение национального дохода, а «неосторожный» процесс втягивания в ИВЯ чреват для национальной экономики глубочайшими деформациями производственной структуры, разрушением национальных производственных комплексов, сориентированных на определенный уровень технологического и производственного развития”. То есть не всякая доля мирового дохода хороша для страны, и проблема не в ее размере, а в способе ее получения.
В этом смысле существует парность понятий «глобальная экономика – национальная экономика» и «мировая экономика – экономика страны». Так же, как глобальная экономика – не вся мировая экономика, национальная экономика – не вся экономика страны. У любой страны есть экономика, но не у любой есть национальная экономика. Все глобальные процессы происходят в мировой экономике, но не все, что происходит в мировой экономике, можно отнести к глобальным процессам.
Глобальная экономика – есть только абсолютно транснационализированная часть мировой, а национальная - абсолютно «национализированная» часть экономики страны. Слово «национализация» здесь, естественно, означает не акт безвозмездной передачи собственности государству, а антипод глобализации.
Исходя из выводов главы 1, глобализация – процесс сужения границ национальной экономики до минимума, и соответственно, расширение границ транснациональной экономики до уровня мировой. Глобальная экономика - часть мировой экономики, которая абсолютно не связана с территорией и культурой этой территории. То есть, экономические операции, выполняемые на территории, безразличны как к месту выполнения операции и к тому, человек какой культуры, системы ценностей и образа жизни будет их выполнять. Этим операциям нужен универсальный, всеядный в культурном отношении человек. Глобальная экономика рассматривает людей как трудовые ресурсы, как совокупность более или менее трудоспособных людей, которые могут и должны гибко перемещаться по территории и гибко менять виды своей деятельности. Глобальные люди - люди, не стесненные особыми культурными «предрассудками» и принципами: «Информационные культурные стереотипы, внешне основанные на демократических принципах, не содержат идеологических элементов ни одной религии, но игнорируют и фундаментальные исторические корни и черты экономического развития отдельных стран».
И как бы опасен ни казался процесс культурного нивелирования, глобальная экономика – реальность, а глобализации – объективная тенденция, которой невозможно противодействовать «в лоб». Кроме того, как мы выяснили, глобализация, угрожая развитию, одновременно предоставляет массу новых возможностей для него, и не воспользоваться ими было бы неразумно. Означает ли использование страной преимуществ глобализации однозначно и бесспорно включение в этот процесс любым способом? Конечно, нет. Но поиск способа этого включения – так же объективно необходим, как объективно неизбежна сама глобализация.
Можно сказать вполне определенно, что существуют два основных способа встраивания экономики страны в мирохозяйственные связи. Первый - через неуправляемое участие в транснациональных воспроизводственных циклах и через управляемое участие.
Соответственно, экономика страны также делится на две части - глобализированную и национализированную. И теперь логично выявить признаки национальной экономики, вытекающие:
· из этого ее первоначального определения;
· из определения глобальной конкурентоспособности страны, данного в п.1.3.
Другими словами, следует ответить на вопрос, является ли социальная конкурентоспособность страны условием ее хозяйственной конкурентоспособности. То есть, является ли привлекательность страны для жителей условием привлекательности страны для предприятий, условием включения ее в интернационализированные воспроизводственные циклы на правах управляющего, т.е. условием размещения этих циклов на своей экономической территории.
Надо сказать, что представления о национальной экономике имеют свою историю так же, как представления о ее месте в мировой экономике. Они восходят к немецким экономистам так называемой исторической школы, позиции нескольких представителей которой мы рассмотрим ниже.
Метод, применяемый ее представителями – анализ экономического развития на протяжении времени от его зарождения до его сегодняшнего состояния, что и дало название всей школе.
Г.Ф. Шмоллер говорил о национальной экономике, противопоставляя ее раннему хозяйству. Ранее хозяйство, в его понимании, - совокупность тех средств, которые одно или несколько совместно живущих лиц создали посредством своего труда и менового оборота в интересах обеспечения себе содержания и тех отношений, в которые они вступали ради этой цели, прежде всего и главным образом друг с другом, а затем и с третьими, посторонними лицами.
Домашнее хозяйство направлено в первую очередь на удовлетворение собственных потребностей, а не потребностей рынка. Внешний меновый оборот и рынок возникают во взаимодействии домашних хозяйств, которое связано с трансформацией последних в процессе разделения труда.
Народ, в понимании Шмоллера – совокупность многих лиц, объединенных языком и происхождением, нравами и представлениями о нравственном, а по большей части также правом и церковью, историей и государственным устройством, причем лица эти между собой связаны узами в тысячи и миллионы раз более тесными, чем с другими народами.
Логика эволюции домашнего хозяйства в народное, по Шмоллеру, представлена на рис. 1.
Давая далее детальный перечень признаков народного хозяйства, Шмоллер называет таковыми:
- общение на основе концентрации и согласия психических сил
- свобода внутреннего товарного и трудового рынков
- свобода передвижения
- национальное разделение труда
- современные пути сообщения
- правовые и организационные связи
- единообразные правила торговли
- промышленная и аграрная политика
- единообразная налоговая, таможенная и финансовая организация
- государственная денежно-кредитная система
- система государственных и коммунальных займов
- государственное войско, школы, воспитание
- государственные пути сообщения
- наличие международных договоров
В итоге народное хозяйство предстает составляющей единое целое совокупностью существующих в государстве, стоящих частью рядом, частью одно над другим и взаимно связанных индивидуальных и корпоративных хозяйств, включая и финансовое хозяйство страны. Народное хозяйство, по мнению Шмоллера, зависит от государственного управления, но меньше нуждается в руководстве из центра, чем государство.
Обращает на себя внимание этический аспект объединения домашних хозяйств в народное, лежащий, по мнению Шмоллера, в основе национального хозяйства. Совокупность домашних хозяйств, объединенных экономическими связями рынка, для классика немецкой исторической школы – еще не народное хозяйство. Последнее возникает лишь с формированием механизма согласованного удовлетворения потребностей, в основе которого лежат разделяемые всеми членами общества нематериальные ценности. Это вразрез идет с представлениями английской классической политэкономии, начиная с И. Бентама и А. Смита, в которой механизм согласования выстраивается сам собой, как сумма векторов частных экономических устремлений.
Еще более богатую пищу для размышлений на тему о сущности национальной экономики дают исследования К. Бюхера Он развивает тему этической основы народного хозяйства, утверждая, что:
· все хозяйственные действия разумно мотивированы, требуя участия высших духовных сил человека;
· человек имеет «хозяйственную природу», которая определяет все действия человека, направленные на удовлетворение потребностей;
· эта «природа» приобретается человеком в течение жизни.
Народное хозяйство, по определению Бюхера, есть совокупность учреждений, институтов и действий, направленных на удовлетворение потребностей целого народа. Особый предмет его внимания – особые потребности народа, отличные от потребностей отдельных семей, и их генезис. В этой зависимости всех от каждого народное хозяйство является продуктом всего, лежащего позади нас, культурного развития.
Народное хозяйство распадается на многочисленные отдельные хозяйства, которые находятся в определенных отношениях друг с другом. Вообще «все зародыши развития кроются в первоначальной клеточке общества - семье». Семья = организация замкнутого домашнего хозяйства. Однако, в отличие от Шмоллера, Бюхер выделяет не две, а уже три ступени развития экономики до уровня национальной: