Очевидно, что единственным источников финансирования выхода на непрофильный для национальной экономики рынок могло стать только государство, стимулируя субъекты хозяйствования субсидиями, налоговыми льготами и т.д. Однако лишь немногие страны в то время (в основном – Европы и Северной Америки) могли позволить себе финансовые вложение такого масштаба. Поэтому тема динамических сравнительных преимуществ была отложена до 80-х годов, когда по причине ряда геополитических процессов и усиления глобализационных процессов капитал постепенно стал перетекать из вышеуказанных регионов в страны Юго-Восточной Азии, где в совокупности с наличием дешевой рабочей силы он стал катализатором появления динамических сравнительных преимуществ.
Одними из первых динамические сравнительные преимущества в своих работах стали рассматривать Кругман (1987), Гроссман и Хелпман (1991), которые исследовали эволюцию традиционных сравнительных преимуществ в международной торговле с течением времени.
Их исследования продолжил Реддинг (1997), который также описал процесс интервенций (вмешательства) государства в экономку для стимулирования создания новых непрофильных технологически развитых отраслей экономики. Основываясь на исследованиях Реддинга можно вывод, что динамические сравнительные преимущества – это более быстрые темпы наращивания сравнительных преимуществ по сравнению с конкурентами, основываясь на которых государство, не обладающее сравнительными преимуществами в той или иной отрасли, в динамике может их приобрести.
Как было отмечено выше, эти процессы можно наблюдать в последние десятилетия на примере быстроразвивающихся экономик стран Юго-Восточной Азии. Сравнительно дешевая и квалифицированная рабочая сила стала одним из основных источников привлечения инвестиций, а вырученные от продажи сырьевых ресурсов деньги направлялись государством на развития высокотехнологических производств. Таким образом, с учетом субсидирования производства, налогового льготирования и низких таможенных тарифов эти страны уже сегодня имеют динамическое сравнительное преимущество над своими технологически более развитыми зарубежными партнерами из Европы и Северной Америки.
Для Республики Беларусь, государства со сравнительно небольшой открытой экономикой, которая по большинству позиций является экспортоориентированной, идея получения динамических сравнительных преимуществ выглядит весьма актуальной. На сегодняшний день остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности белорусской продукции, выхода ее на новые рынки, однако в экспорте, особенно в страны вне СНГ, высока доля товаров, произведенных с преимущественным использованием труда и природных ресурсов, а инновационный высокотехнологичный экспорт является скорее исключением. Создание высокоэффективной, гибкой, восприимчивой к нововведениям открытой национальной экономики будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусской продукции, получению динамических сравнительных преимуществ и станет действенным источником привлечения иностранных инвестиций.
При этом следует особо подчеркнуть, что без проведения целенаправленной государственной политики невозможно ни развитие динамических преимуществ, ни формирование новой модели сравнительных преимуществ в целом для страны.
Поэтому роль государства в формировании факторов, обеспечивающих конкурентоспособность экспорта, возрастает.
2. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТА
Одним из наиболее часто используемых индикаторов конкурентоспособности страны являются результаты ее внешнеэкономической деятельности, динамика и структура ее экспорта, востребованность ее товаров на внешних рынках и степень интегрированности в систему мировой торговли.
Как уже отмечалось ранее, огромное влияние на это оказывает проводимая страной внешнеторговая и промышленная политика, а также мероприятия по поддержке экспортноориентированных секторов. Факторы, определяющие экспортную конкурентоспособность можно представить в виде трех укрупненных блоков.
Создание стимулов (торговая и налоговая политики и политика обменного курса). Для повышения конкурентоспособности экспорта важнейшим требованием является создание экономического механизма, гарантирующего, что ресурсы – основные факторы производства и технологии – будут направлены в наиболее производительные сектора, которые могут быть конкурентоспособными в долгосрочном периоде, а также в наиболее эффективные предприятия. Для этого необходимо проводить тщательный анализ и отслеживать, как торговая, налоговая политика, политика обменного курса и рынка труда, бизнес среда взаимодействуют и влияют на принятие решений в области инвестирования, производства продукции и услуг, торговли.
Следует иметь в виду, что повышению конкурентоспособности экспорта может препятствовать наличие экспортных/импортных монополий (например, институт спецэкспортеров/импортеров), высокие тарифы на импорт, завышение обменного курса, действующие налоговые ставки, которые оказывают влияние на принятие инвестиционных решений, а также различные административные барьеры.
Следует отметить, что Беларусь имеет достаточно либеральный внешнеторговый (тарифный) режим, однако, по критерию «международная торговля» страна на протяжении многих лет занимает низкую позицию в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса». Например, в Ведение бизнеса 2010 она находилась на 129–м месте. Таким образом, в целом институциональная среда для осуществления внешнеэкономической деятельности не является благоприятной, что не может не отражаться на конкурентоспособности экспорта.
В 2009 г. в Беларуси был принят ряд нормативных актов направленных на либерализацию и дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности. В частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли, а также произошло их упрощение. Одним из основных документов, направленных на дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности путем упрощения порядка проведения и контроля внешнеэкономических операций стал Указ Президента РБ № 104 от 19 февраля 2009 г. Согласно данному Указу достаточно сложная и трудоемкая процедура оформления паспорта сделки была заменена регистрацией сделки в течение одного дня в банке по заявительному принципу, были также расширены возможности проведения резидентами расчетов по внешнеэкономическим операциям, упрощены расчеты по внешнеторговым договорам, в частности, резидентам было предоставлено право с разрешения Национального банка РБ проводить расчеты по внешнеторговым импортным договорам без поступления товара на таможенную территорию РБ
Также ряд операций был выведен из-под действия валютного контроля. Одновременно следует отметить, что в 2009 г. в Беларуси была введена в постоянную эксплуатацию национальная автоматизированная система электронного декларирования, которая значительно сокращает и упрощает порядок уплаты таможенных сборов и пошлин.
Налоговую политику Беларуси нельзя назвать благоприятной для ведения бизнеса, стимулирования роста конкурентоспособности на внешних рынках и обеспечения притока прямых иностранных инвестиций в страну. Согласно данным Всемирного банка в Беларуси на уплату 107 налоговых платежей тратится 900 часов в год. В Беларуси одни из самых высоких в регионе налоги на зарплату (около 40%, по региону – 23.1%) и прибыль, а общая налоговая ставка составляет 99.7% (в странах Европы и Азии – 43.4%). По критерию «налогообложение» Беларусь заняла 183 место в рейтинге Ведение бизнеса 20103. Поэтому в 2009–2010 гг. был принят ряд нормативных актов, которые внесли существенные изменения в налоговое законодательство. В частности Указами Президента (№1, 592) были снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения и расширена сфера его при менения. Однако наиболее важным с точки зрения совершенствования налогового законодательства стало принятие в декабре 2009 г. Закона Республики Беларусь «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения». Согласно данному Закону все плательщики могут по своему усмотрению выбирать, будут ли они платить налог на прибыль ежемесячно или ежеквартально, что позволит сократить затраты времени по администрированию данного налога.
Также был отменен ряд сборов и налогов, в частности, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку, снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций с 24 до 12% при исчислении и уплате налога на приции ставок таможенного тарифа между Россией, и Беларусью для последней по 74.6% позиций не прошло никаких изменений, по 18.7% – пошлины понижены, а по 6.7% – повышены. После вступления в Таможенный союз Беларусь сохранила институт специмпортеров и государственную монополию на ввоз алкоголя, табака, рыбы и морепродуктов, также сохранен разрешительный порядок экспорта нефти и нефтепродуктов, удобрений, отходов и лома черных и цветных металлов и введено лицензирование импорта лекарственных средств.
Беларусь также сохранила «исключительное право» на экспорт калийных удобрений. Предполагается, что за счет упрощения порядка применения НДС и налога на прибыль количество платежей налогов уменьшится с 80 до 24 в год, что позволит снизить затраты рабочего времени на уплату налогов и предоставление налоговой отчетности.