Смекни!
smekni.com

Повышение конкурентоспособности внешней торговли Беларуси (стр. 1 из 9)

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ

Ирина Точицкая

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность внешней торговли страны, степень вовлеченности ее экономики в мировые хозяйственные связи является одним из наиболее часто используемых индикаторов общей конкурентоспособности государства. В свою очередь внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста и развития национальной экономики. Это особо справедливо для Беларуси, имеющей высокую степень внешнеэкономической открытости вследствие узости внутреннего рынка, а также необходимости импортировать в первую очередь промежуточные и инвестиционные товары.

Так, в 2008 г. отношение экспорта и импорта к ВВП составляло 55% и 65% соответственно, и было одним из самых высоких в регионе. В 2009 г. в связи с финансовым и экономическим кризисом отмечалось некоторое снижение данных показателей (экспорт/ВВП составил 42%, а импорт/ВВП – 56%), вызванное как уменьшением средних цен, так и физических объемов внешнеторговых потоков. В то же время высокая степень открытости делает экономику Беларуси очень зависимой от изменений, происходящих на мировых рынках, поэтому особое значение для страны приобретает формирование политики, направленной на повышение конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Поскольку конкуренция всегда предполагает сравнения, речь, прежде всего, идет о возможности производить высококачественную продукцию с издержками не выше мирового уровня. Сравнительные преимущества не являются статичным показателем: одни из них со временем ослабевают и могут быть утрачены, другие – приобретены. Актуальным для каждой страны является анализ динамики изменения сравнительных преимуществ, что позволяет выстраивать определенную стратегию развития.

1. ПРЕИМУЩЕСТВА В ТОРГОВЛЕ

На сегодняшний день процесс глобализации в наибольшей степени влияет на развитие национальных экономик стран мира, открывая для них дополнительные возможности повышения потенциала. Усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни создает предпосылки для наиболее полного раскрытия возможностей каждой страны в рамках мирового сообщества. Экономическое измерение глобализации включает многократно возросшие за последние десятилетия межстрановые потоки товаров и услуг, капитала, труда и информации, а также интернационализацию производственных процессов.

Стремление стран к интеграции в мировую систему, в том числе на уровне отдельных регионально-хозяйственных комплексов и отраслей, обладающих необходимыми предпосылками для развития международного партнерства, вызвало качественно новые изменения в системе мирохозяйственных связей. Ни одна национальная экономика, независимо от размеров страны и уровня развития, не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство в современном мире не в состоянии рационально формировать и осуществлять экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

В то же время необходимо отметить, что глобализация усиливает конкуренцию в экономической сфере, как между странами, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования как представителей этих стран. В связи с этим появилась объективная необходимость в прекращении проводимой в первой половине XX века политики ориентации структуры производства на самодостаточное натуральное хозяйство. На смену распылению сферы производственных интересов должно было придти международное партнерство, призванное повысить научно-технический уровень продукции и сконцентрировать научные разработки на приоритетных ее видах. Это означало, что национальным субъектам хозяйствования различных уровней, от мелких фирм до крупных компаний, по всему миру требовалось выделить те приоритетные отрасли ведения хозяйственной деятельности, в которых они обладали существенными преимуществами по сравнению со своими конкурентами.

Одним из первых преимущества в торговле товарами между странами стал рассматривать Адам Смит, который считал, что страна может участвовать в торговле, когда она производит хотя бы один товар дешевле, чем все другие страны. Так возникло понятие абсолютного преимущества. Основываясь на том, что в стоимость товара включается множество факторов производства, можно сделать вывод, что абсолютным преимуществом является возможность для какой-либо страны производить товар, расходуя меньшее количество факторов производства по сравнению с другими странами. К таким факторам относят особенности географического положения, удачное размещение, особенности климата, ресурсный потенциал, образование и трудовые навыки населения, другие выгодные условия ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками. В то же время товары, по которым абсолютными преимуществами обладают другие страны, могут быть импортированы. В итоге если каждая страна будет специализироваться на определенной группе товаров, по которым она имеет абсолютные преимущества, отказавшись от производства других товаров и заменив их на импортируемые, производство товаров в мировом масштабе возрастет, и международная торговля от этого только выиграет.

В то же время данная теория выявления преимуществ имеет существенный недостаток. В соответствии с ней, страны, не обладающие абсолютными преимуществами ни по одной группе товаров, должны полностью отказаться от производства и заменить все производимые товары на импортируемые. Однако в реальных условиях это следствие неосуществимо, т.к. при прекращении экспорта страна не будет обладать валютой для оплаты импорта, что в конечном итоге приведет к коллапсу ее национальной экономики.

Исправить недостаток теории абсолютных преимуществ позволила теория, разработанная Давидом Рикардо в начале XIX века. Он утверждал, что, наравне с абсолютными, страны обладают сравнительными преимуществами, которые и позволяют им участвовать в мировой торговле в отсутствии первых. Теория Рикардо предполагает, что сравнительное преимущество возникает из-за разницы в технологическом развитии между странами, а точнее – разнице в развитии факторов производства и выявляется путем сравнения относительных издержек производства.

Помимо теории Риккардо существует также теория сравнительных преимуществ Хекшера-Олина (теория факторных пропорций), согласно которой сравнительные преимущества связаны с различиями в обеспеченности страны факторами производства и пропорциями, в которых они используются в производстве различных товаров. Таким образом, сравнительным преимуществом будут обладать товары, при производстве которых затрачивается больше факторов, имеющихся в данной стране в изобилии. Многие исследователи мировой экономики полагают, что рикардианская модель лучше описывает характер внешней торговли, а модель Хекшера-Олина имеет более ограниченное применение. Теория сравнительных преимуществ и в наши дни находит свое отражение в торговых отношениях между странами. Сегодня отчетливо проявляется диспропорция в производстве товаров и услуг и торговле ими между технологически развитыми (США, Япония, Южная Корея, страны Европейского союза) и развивающимися (страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) странами. Первые специализируются на производстве услуг и инновационной продукции высокой наукоемкости по причине того, что ее стоимость, выраженная в соответствии с теорией Рикардо через продукцию низкой наукоемкости, будет ниже, чем в других странах. Таким образом, у технологически развитых стран есть сравнительное преимущество по сравнению с развивающимися в производстве наукоемкой продукции. Одновременно развивающиеся страны обладают сравнительным преимуществом в производстве так называемых «товаров массового потребления», сборке готовой продукции, а также продукции низкого уровня переработки.

Итак, основываясь на вышесказанном можно утверждать, что научно-технический прогресс, различная степень развития экономик и неравномерность распределения природных ресурсов и полезных ископаемых в условиях развития глобализационных процессов и открытия национальных рынков вынудили страны ориентировать производство товаров и сферу услуг на тех отраслях, в которых они обладали абсолютными либо сравнительными преимуществами.

Однако со временем стало очевидно, что, несмотря на ориентацию производства на те отрасли экономики, где государства обладают соответствующими преимуществами, они не собирались отказываться от производства и услуг в иных отраслях, поскольку это поставило бы под угрозу экономическую безопасность стран, особенно тех, которые обладали преимуществами в сырьевых отраслях с низким уровнем наукоемкости и начинали зависеть от импорта инноваций из-за рубежа. Более того, проведенные во второй половине XX века исследования показали, что благосостояние граждан в странах, специализирующихся на производстве товаров и услуг в отраслях с абсолютными или сравнительными преимуществами растет медленнее, чем в странах, пытающихся выйти на непрофильные для своих экономик рынки. Эти обстоятельства позволили говорить о принципиально новом виде преимуществ в международной торговле, которые западные исследователи назвали «динамическими сравнительными преимуществами».

Первые упоминания об этом термине возникли в начале второй половины XX века, когда рывок научно-технического прогресса поставил многие страны мира перед выбором: реформировать свои экономики и переориентировать их на производство высокотехнологичной продукции или продолжать ориентироваться на традиционных товарах, постепенно увеличивая свое технологическое отставание, а, следовательно, и зависимость от других стран.