Смекни!
smekni.com

Рыночные институты эколого-экономического регулирования (стр. 2 из 3)

Для выявления природы экологических и экономических интересов в рамках институциональной среды, определения их логической системной структурированности необходимо проанализировать суть явления, смежного с интересами уровня предметности – потребностей.

Процесс институционализации эколого-экономического развития обусловлен тем, что под воздействием НТП по мере насыщения традиционных материальных потребностей человека, роста уровня его квалификации все большее место в его жизнедеятельности начинают занимать «нетрадиционные» потребности. Человек начинает предъявлять повышенные требования к условиям окружающей его среды и жизнедеятельности. Смена потребностей ведет к смене системы интересов, в которой все в большей степени возрастает доля экологической составляющей.

Чтобы понять степень взаимодействия интересов в ЭЭС, мы предлагаем рассмотреть экономические и экологические интересы как отдельные категории.

Экономический интерес обуславливает направленность экономических агентов вступать во взаимодействия с контрагентами, отношения с которыми обеспечивают реализацию интереса. Экономические интересы в процессе своей реализации предполагают обеспечение присвоения средств производства и продуктов труда, улучшение качества продукции, экономический рост, эффективность производства.

В связи с обострением противоречий взаимодействия общества и природы экономические интересы все более экологизируются. Снижение качества среды и истощение ресурсов наносят ущерб здоровью людей и снижают эффективность хозяйственной деятельности. В то же время в России с 2000 по 2007 г. наблюдается рост ВВП в 4,52 раза и природоохранных инвестиций в 3,44 раза. Удельный вес инвестиций на охрану окружающей среды от общего значения ВВП сократился
с 0,31 до 0,23 %, что свидетельствует о недостаточном учете экологических требований в развитии ЭЭС. Все это стимулирует становление осознанной мотивации в усилении природоохранной деятельности.

Определяем экологический интерес как форму проявления общественной потребности в сохранении природных ресурсов, здоровой и благоприятной окружающей среде для обеспечения безопасной жизнедеятельности и роста качества жизни населения.

Общественная реализация экологических интересов осуществляется только после осознания их первичности по отношению к экономическим, а это происходит, как правило, на том историческом этапе, когда экономический рост перестает ассоциироваться с улучшением качества жизни. Реализация экологического интереса возможна только путем трансформации установленных обществом формальных институтов в неформальные – в традиции, моральные нормы и привычки экологически ориентированного поведения. Именно этот процесс представляет наибольшую трудность при формировании институциональной среды эколого-эконо­ми­­ческих отношений.

Экологические и экономические интересы являются разнонаправленными, разновекторными интересами, но в то же время элементами эколого-экономической системы, основное направление развития которой определяет институциональная среда путем отбора наиболее эффективных институтов. Среда ограничивает процесс размещения ресурсов, содействует выявлению новых возможностей использования существующих и создания новых ресурсов. Она составляет экзогенную предсказуемую среду, сигналами которой руководствуются участники трансакций в процессе реализации своих экологических и экономических интересов.

В условиях развития рыночных отношений в процессе взаимодействия экологических и экономических интересов возникает множество противоречий:

– между общественным характером происхождения ресурсов и стремлением индивида к их частному присвоению, использованию и потреблению на праве частной собственности;

– между личной заинтересованностью индивида максимально расширять частное ресурсопотребление и общественным интересом в рациональности природопользования, бережном и экономичном использовании ресурсов, по причине их абсолютной ограниченности на планете;

– между частным интересом минимизировать издержки, связанные с необходимостью охранять природу, и общественной заинтересованностью в максимальном сохранении природопользователем качества среды, обеспечении ее безопасности для людей.

Процесс преодоления противоречий между экономическими и экологическими интересами хозяйствующих субъектов является источником развития и совершенствования эколого-экономической системы.

Автором эколого-экономическая система характеризуется как совокупность отношений между субъектами по поводу реализации экономических и экологических интересов, т. е. осознанных и реализуемых потребностей в эффективном использовании природно-ре­сур­с­ного потенциала для целей экономического роста и повышения качества жизни населения. Структурно эколого-экономическая система состоит из двух подсистем: экологической и экономической (рис. 2).

Рис. 2.Институционализация эколого-экономической системы

Для согласования взаимодействий и преодоления противоречий как внутри подсистем, так и между ними, необходимо институционализировать их взаимоотношения через формирование или совершенствование рыночных и нерыночных институтов. Законы государства, нормативы и стандарты представляют формально установленные правила, а рыночные закономерности деятельности, традиции, обыкновения – неформально существующие в обществе.

Современный механизм согласования экологических и экономических интересов представляет собой сложный комплекс государственных и рыночных ограничителей. Государство и рыночный сектор, не сливаясь и не противодействуя друг другу, образуют институциональную среду, в которой они выполняют особые, предназначенные каждому из них функции и обуславливают дееспособность друг друга.

3. Институциональная среда согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов

Проблемы развития эколого-экономической системы связаны с реализацией интересов субъектов хозяйствования через существующие институты. В качестве основных институтов ЭЭС мы рассматриваем собственность в разных формах, рынок как доминирующую на определенном этапе развития общества систему экономических отношений, фирму как ее ключевое звено, государство с его социально-экономическими функциями.

Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором взаимодействия актеров определены объективными законами и способом присвоения и распределения ресурсов, основанном на праве частной собственности, и определяющее структуру управления и формы обмена. В рамках ЭЭС это проявляется как усиление противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов, стремящимися к частному присвоению редких ресурсов, и экологическими интересами всех людей в обеспечении безопасности своей жизнедеятельности и равенству доходов. Тем самым порождается неравенство, которое закрепляется во всем, в том числе и в праве собственности на истощимые ресурсы природы. Нерегулируемый рынок разрушает динамическое равновесие ЭЭС, деформирует ее и приводит к катастрофе.

В условиях развития рыночной экономики институционализация механизмов согласования интересов сопровождается формированием ловушек (коррупционный интерес частных лиц, высокая доля «теневой» экономики, высокая дифференциация населения по уровню доходов) и проявлением оппортунизма в природоохранительной деятельности. В условиях затянувшейся трансформации социально-экономической системы и неэффективности механизма рационального природопользования именно корпоративный сектор становится наиболее невосприимчивым к существующим проблемам.

Экологическая несостоятельность рынка заставляет общество рассматривать государство как главный и важнейший институт, призванный регулировать вопросы согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов. Государство осуществляет управление эколого-экономическими отношениями через экономическое и природно-ресурсное законодательство, платежи за природные ресурсы, лицензирование хозяйственной деятельности, экологический мониторинг, паспортизацию, экспертизу проектов, страхование и аудит. Особое место в системе институционализации эколого-экономи­чес­ких отношений принадлежит механизму платежей за природные ресурсы и негативное воздействие на окружающую среду.

Анализ сложившейся системы формальных институтов госрегулирования эколого-экономических противоречий показывает, что этот механизм тоже требует совершенствования. Предприятиям выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Поэтому нуждается в развитии и доработке правовое обеспечение экономического регулирования природопользования, регламентации разрешительной деятельности и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения для природопользователей, не имеют необходимых механизмов реализации. Используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия. Так, по Пензенской области размер платы за загрязнение окружающей среды в 2006 г. составил 15 122,1 тыс. руб., а в 2007 г. – 55 878,4 тыс. руб., что показывает несостоятельность компенсирующей функции института платежей за загрязнения.

Действующий институт законодательства по-прежнему не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий. Неэффективность правовой базы порождается несамостоятельностью и недостаточной целостностью для защиты общественных и государственных экологических интересов, проявляется в противоречии законодательных норм, что мешает развитию рыночных механизмов рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы), т. е. «правила игры», должны устанавливаться государством. Обозначенные противоречия может исправить принятие Экологического кодекса РФ.