Экономии на масштабах производства добиваются естественные монополии, образовавшиеся в отраслях, представленных предприятиями общественного пользования (системы транспорта, связи, энерго-, водо-, газоснабжения). Было бы не выгодно и расточительно допускать дублирование подобных предприятий. Предельная степень концентрации производств в них обусловлена технологически, и рост масштабов производства пропорционально снижает издержки. К примеру, в электроэнергетике затраты на 1 кВт/час уменьшаются пропорционально росту мощности электростанции.
Исключительные привилегии этим монополиям предоставляет государство. Правительство сохраняет за собой право регулировать их действия, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью: определяет географическую сферу их деятельности, контролирует качество и цены на товары и услуги. Некоторые сырьевые монополии создаются путём валоризации, т.е. системы мер, предпринимаемых при поддержке государственной власти для искусственного повышения цен путём уменьшения предложения и сокращения производства.
Факторами, способствующими усилению или ослаблению монопольной власти, являются: экономический потенциал фирмы, включающий потенциал владения и потенциал присвоения, предполагаемая прибыль, масштабы инноваций, наличие производственных секретов, высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов, в том числе протекционистская политика государства (установление тарифов, квот), наличие товаров-субститутов, конкуренция со стороны фирм, производящих аналогичную продукцию, и потенциальная конкуренция со стороны компаний, имеющих возможность организовать аналогичное производство, несовершенство рыночной информации, кризисы, войны, насилие.
Внутриотраслевая конкуренция существенно ограничивает власть фирм на рынке. Завышение цены всегда имеет чёткий предел, за которым оно перестаёт быть выгодным (сокращение спроса может свести на нет высокую прибыльность единицы продукции). Если бы все американские автомобилестроительные компании одновременно подняли цены на свою продукцию на 5 %, то, по расчётам экономистов, продажи отрасли сократились бы всего на 1%. Если же аналогичное повышение цен допустит одна компания, то её продажи уменьшатся на 16% в результате перераспределения спроса в пользу конкурентов. Повышение цены одной компанией может обусловить создание аналогичных производств, что лишит первую компанию рынка сбыта. Таким образом, давление потенциальной конкуренции существенно ограничивает рыночную власть.
Монопольная власть производителя на внутреннем рынке защищена от иностранной конкуренции устанавливаемыми пошлинами на импорт. Это условие особо подчёркивал Ф.Энгельс. «Покровительственные пошлины,- писал он,- дают… возможность компенсировать себя на внутреннем рынке за разорительные цены, по которым он (монополист.- Прим. авт.), вынужден продавать на внешнем рынке» [1,с.32]. Эта компенсация на внутреннем рынке осуществляется путём установления монопольно высоких цен. Монополии используют покровительственные пошлины как средство монополизации внутреннего рынка. По определению Ф.Энгельса, это монополия, направленная против отечественного потребителя.
Итак, можно сделать вывод, что понятия «монопольная», «рыночная», «экономическая» власть используются в экономической теории как синонимы. Причины, условия, факторы, влияющие на них, отождествляются. Причины появления монополии и монопольной власти совпадают.
Носителями монопольной власти выступают государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие определённые преимущества.
В современных условиях определяющим признаком монопольной власти является обладание уникальной технологией, доступной мелкому и среднему бизнесу.
2.ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Монополизация- явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.
Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.
Переход от свободной конкуренции к господству монополий изменил само содержание производственной единицы, лежащей в основе масштаба измерения процессов концентрации.
Индивидуальный капитал функционировал в форме отдельного предприятия. Капитал- монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.
Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% [2, с.20].
В 1934 г. А.Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:
L= (P-MC)/P
где P- монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [2, с.20].
Американская статистика подразделяет все фирмы на однозаводсткие и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.
Степень монополизации общественного производства характеризуется не только абсолютными размерами крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения в их руках отраслевого и общего промышленного производства.
Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.
К концу 60-х гг. ХХ в. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (ConcentrationRatios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.
Широкое распространение получил индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
где x- доля i-той фирмы на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n- общее число фирм.
Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке.
Безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм, причём доля крупнейшей из них не может превышать 31% общего объёма продаж соответствующей продукции, двух крупнейших- 44%, трёх- 54%, четырёх-64% [2, с.22].
В Германии доминирующее (господствующее) положение на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 33: всего оборота, на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень предельно допустимой монополизации во Франции составляет 25% реализации товара или от 2 до 7 млрд франков товарооборота. Главным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько возможность игнорирования интересов контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравноправия.
В Австрии предприятие занимает господствующее положение, если его доля на внутреннем рынке превышает 25%, и весь внутренний рынок снабжается не более чем двумя или тремя предприятиями, или если это предприятие находится среди четырёх крупнейших, общая доля которых на рынке составляет по меньшей мере 80%.
В Норвегии монополистом признаётся фирма, доля продукции которой на рынке составляет 25% и более от общего объёма производства или продаж рассматриваемых продуктов в национальной экономике [2, с.23].