Одним из важнейших результатов осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной организации духовной жизни общества и технология формирования личности как субъекта культуры:
- добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
- развития инициативы и самодеятельности;
- комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
- дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
- преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
- взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, инфрмационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
- единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
- эстетизации общественной жизни[4].
1.2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России
Наиболее актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России во многом связаны с экономической нестабильностью, среди которых - рост безработицы, преступности, алкоголизации населения, наркомании, инвалидности, семейный кризис, социальное сиротство, снижение рождаемости, низкий уровень жизни.
Для решения указанных проблем на современном этапе необходимы новые методы и подходы в организации социально-культурной деятельности. Безусловно, основной целью современной региональной модели социально-культурной деятельности является повышение благосостояния населения, создание эффективной системы социальной поддержки населения, которые позволят развивать и сохранять социально - политическую стабильность в обществе.
Важным условием эффективности социально-культурной деятельности является создание необходимых условий для реализации личностных ресурсов граждан, внутреннего потенциала их семей. Система представляемых мелких льгот, пособий, как правило, не выполняет позитивных задач. Необходимо кардинально изменить подход к организации социально-культурная деятельность таким образом, чтобы она способствовала повышению жизнеспособности, социальной активности каждого человека и главным образом за сет собственных усилий. Это позволит в какой-то мере преодолеть иждивенческие тенденции, которые наблюдаются повсеместно.
Семейная политика должна стать одним из приоритетных направлений социальной политики, с тщательно разработанным механизмом реализации, исключающим развитие потребительских тенденций и направленным на развитие активной жизненной позиции граждан. Необходим комплекс мер по удовлетворению насущных потребностей населения, таких как решение вопросов занятости, обеспеченности жильем, охраны здоровья. Важно принять программу по улучшению демографической ситуации в регионе, стимулирующую у населения репродуктивную ориентацию и потребность в детях. Для успешного решения имеющихся проблем необходима консолидация усилий органов государственной власти и заинтересованных ведомств, общественных формирований, с привлечением к деятельности широких слоев населения.
Кризисные явления в экономике, ограниченные финансовые возможности страны не позволяют обеспечить полное финансирование социально - культурной сферы, развивать ее материально - техническую базу в соответствии с имеющимися потребностями.
В настоящее время на социально - культурные мероприятия за счет действующих источников финансирования (бюджетных ассигнований, средств государственных внебюджетных фондов, предприятий и населения) направляется около 18 процентов валового внутреннего продукта. При этом доля бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов на эти цели имеет тенденцию к сокращению.
В развитии культурной жизни в России существуют такие проблемы и противоречия, как:
· противоречия между декларируемыми целями культурной политики и несоответствующим им реальным процессом культурной жизни и деятельности;
· противоречия между потребностями реальной практики культурной политики в финансовым и нормативно-правовом упорядочении и ее реальной финансовой и правовой поддержкой;
· противоречия между потребностями переходного периода в эффективной культурной политике и реально существующими механизмами ее реализации.
В связи с этим следует обратить особое внимание на тот уровень культурной политики, который непосредственно связан с управлением – способами воздействия на организацию культурной жизни в виде механизмов, методов, средств, социальных технологий регулирования культурной жизни и, в конечном счете, организации процесса практической реализации целей культурной политики в социально-культурной сфере[5].
Глава 2. Государственная политика и возрождение социально-культурной сферы в современной России
2.1. Социально-культурная политика государства и ее основные цели
Подавляющая часть многообразных культурных процессов протекает в обществе стихийно, подчиняясь лишь глубинным законам социальной самоорганизации людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем, отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемых с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван «культурной политикой»[6].
Под культурной политикой также подразумевается деятельность, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей.
Культурную политику правомерно рассматривают и как часть государственной социальной политики, которая направлена на воспроизводство механизмов преемственности разных видов деятельности, а за счет этого - на улучшение качества жизни людей, освоение ими современной искусственной среды и в результате - на улучшение адаптированности членов общества в сложных и динамичных современных условиях.
Свое собственное определение культурной политике даёт В. С. Жидков. «Культурная политика - это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики»[7].
С одной стороны, культурная политика - это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. С другой стороны, культурная политика - это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (то есть на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры. [4,с. 23,37].
Очевидно, что все приведенные определения Жидкова В.С. ограничены функциональным подходом и не учитывает его содержательное наполнение.
Конкретизируя данное понятие, Флиер А. Я. в своей статье «О новой культурной политике России» определяет культурную политику как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов; как систему новых принципов сочетания государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни; как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленную корректировку общего содержания отечественной культуры.
Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем, существующих культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.
При этом Флиер А. Я. указывает на то, что «государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергетических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончалось[8].