МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
АНТИГЛОБАЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Курсовую работу выполнила
Научный руководитель:
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2005 год
Оглавление
Введение
Увеличение темпов роста экономики как главное "последствие" мондиалистских преобразований
Успех глобалистов в Чили. Последствия глобализма
История Чили и "чикагских мальчиков"
Деградация труда
Глобализация: последствия. Антиглобализм: причины
Заключение
Список использованной литературы и web-ресурсов
3
4
17
18
26
28
30
32
Введение.
Глобализация – это процесс, который сегодня на слуху у всех. Но противники этого процесса, как правило, очень неохотно употребляют это слово, предпочитая ему слово "мондиализм" (от французского lemonde – весь мир). Причина этого состоит в том, что слово "глобализация" очень давно используется для обозначения естественного процесса расширения человеческого общения. Испокон веков люди, народы и страны торговали друг с другом, существовал культурный обмен. По мере развития средств коммуникации границы доступности таких естественных контактов расширялись – вот это и есть глобализация. Однако развивающийся сейчас процесс не имеет с вышеописанным процессом ничего общего – в нынешнем нет естественности. Именно поэтому его противники предпочитают явным образом подчеркнуть инаковость этого процесса, употребляя другое слово – мондиализм.
Суть различия состоит в следующем. Глобализация никоем образом не затрагивала основы общественного устройства – сколь бы не расширялись межнациональные контакты, все они регулировались государствами, которые четко контролировали потоки товаров (например, посредством пошлин или квот), капиталов и людей. Иначе говоря, имела место межнациональная глобализация, но сейчас все иначе: мондиализм – это наднациональная глобализация, которая, стирая границы между государствами и народами, уничтожает их. В эпоху естественной глобализации новгородцы торговали с ганзейцами, при этом ясно сознавая, что это торгуют русские и немцы. Но мондиализм – это уже не торговля русских с немцами, а превращение тех и других в некую массу потребителей. Потребителей благ, создаваемых колоссальными транснациональными корпорациями (ТНК), в интересах которых весь этот процесс и движется.
Всемирное продвижение мондиализма требует дерегулированного рынка, поэтому идеальным способом этого добиться является просто следование принципам неолибирализма. Схема распространения мондиалистических идей проста и стандартна. Сначала под предлогом свободы слова теоретики мондиализма добиваются права голоса и очень быстро, пользуясь своими неограниченными финансовыми возможностями, подавляют все противные точки зрения, выставляя их явными глупостями. Затем, как только люди достаточно прониклись этими идеями, начинается волна требований к государству немедленно отменить все барьеры для перемещения капиталов, трудовых ресурсов и готовых товаров – после чего гигантские корпорации, естественно, очень быстро занимают монопольное положение на завоеванном рынке.
Увеличение темпов роста экономики как главное последствие мондиалистских преобразований.
На заявление в прошлой главе многие ответят примерно следующее: "Ну вот, опять пошла ругань на якобы злобных монстров ТНК. Это все глупости: если вы можете с ними конкурировать – конкурируйте, а если нет – вам не место на рынке, нам нужны дешевые и хорошие товары, которые производят ТНК. Посмотрите, какой рост экономики наблюдается в тех странах, что вошли в процесс слома национальных барьеров! И хорошо, что Россия не осталась в стороне от этого!"
Давайте, однако, не будем торопиться с выводами – это слова людей, "просветленных" хорошей рекламной кампанией. Обо всем по порядку.
Главный тезис оппонента состоит в том, что глобализация (лучше использовать это привычное слово, подразумевая под ним "мондиализм", к тому же тема курсовой связана именно с антиглобализмом) вызывает резкое увеличение экономического роста по всему миру. Монетаризм, теоретическая опора глобалистов, пусть и пуста с точки зрения науки, но живущие по его законам страны достигли за 20 лет невиданного процветания.
Но давайте разберемся в данном заключении, исходя из конкретных чисел – показателей экономического роста. Рассмотрим макроэкономические показатели США за последние 20 лет.
Прежде всего, следует определиться с базой сравнения. Резонно было бы рассматривать период после 1980 года, когда, собственно, мондиализм и расцвел при правлении Рейгана-Тэтчер-Коля и т.д., до 2000 года – этот период заведомо лучший для мондиалистов. Требуется выбрать такой же продолжительности (20 лет) период в недалеком прошлом. Два послевоенных десятилетия лучше не брать из соображений, что экономический рост был обусловлен предыдущей депрессией, поэтому рассмотрим более тяжелый период с 1960 по 1980 год: он начался со стагнации (состояние экономики на стадии прекращения роста), включил в себя вьетнамскую войну (которая оказала негативное влияние на экономику США), импичмент Никсона, крах Бреттон-Вудской валютной системы, нефтяной шок и высокую инфляцию 1970-х годов – казалось бы, хуже и быть не может. Особенно на фоне следующего двадцатилетия, в котором оказались лишь две короткие рецессии (спад производства, характеризующийся нулевым ростом валового национального продукта ВНП или его падением на протяжении более полугода) (1980-1982 и 1990-1991).
Для начала проанализируем динамику ВВП США за указанный период. Проверим формальные изменения этого показателя за двадцатилетия с 1960 по 1980 и с 1980 по 2000 год – ВВП взято в ценах 1996 года (см. табл.1).
Табл.1 Средние по двадцатилетиям темпы роста ВВП США в 1960-2000 годах1
Год | ВВП на начало года, млрд. долл. | Изменение, % | Среднегодовое изменение, % |
1960 | 2339,1 | - | - |
1980 | 4942,6 | 111,30 | 3,81 |
2000 | 9040,1 | 82,90 | 3,06 |
1 Егишянц С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатанистов? – М.: Вече, 2004. –с. 87
Итак, за первое двадцатилетие ВВП вырос на 111,3% (в среднем за год на 3,81%), а за второе – лишь на 82,9% (в среднем за год на 3,06%). Разница весьма существенная – среднегодовые темпы роста в первое двадцатилетие были на четверть выше, чем во второе. Таким образом, главный аргумент мондиалистов, который почти все воспринимают как нечто само собой разумеющееся, оказалось ложью – глобализация замедлила темпы экономического роста США. Однако, это далеко не все – на самом деле разница гораздо сильнее, так как американская статистика в 1980-1990-е годы стала весьма лукавой.
Есть весомые основания считать, что официальные статистические органы США весьма существенно занижали уровень инфляции и завышали темпы экономического роста.
Главным индикатором инфляции является индекс потребительских цен. Состав "корзины товаров", по которому он рассчитывается, практически не претерпел изменений за последние несколько десятилетий, в то время как структура американской экономики в корне изменилась. США раньше остальных стран вступили в эпоху постиндустриальной экономики – в сфере услуг сейчас занято более 70% всей рабочей силы и создается примерно такая же доля ВВП. В то же время индекс потребительских цен рассчитывается все еще преимущественно по товарам, а не по услугам. Многие американские экономисты указывают, что цены на услуги растут значительно быстрее, чем темы на товары. А за период экономического подъема 1990-х годов услуги, прежде всего элитные (рестораны, отели, фитнес-центры, спортивные клубы и т.п.), подорожали особенно существенно. Индекс же потребительских цен мало отражает это явление, а поэтому занижает масштабы инфляции. А кроме того, использование этого в качестве дефлятора ВВП (индекс цен на все готовые товары и услуги, составляющие объем ВВП, используемый для учета влияния инфляции на величину номинального (в текущих рыночных ценах) ВВП) приводит к завышению реальных темпов роста экономики.
Но это еще не все. В качестве дефлятора (отношение номинального ВВП к реальному) используется даже не индекс потребительских цен (ConsumerPriceIndex) как таковой, а так называемый "основной" или "сердцевинный" индекс потребительских цен (coreCPI), то есть индекс цен без учета наиболее волатильных составляющих, а именно без учета энергетической компоненты (зависящей, прежде всего, от цен на нефть) и продуктов питания. Так, если с сентября 1999 года по сентябрь 2000 года рост CPI составил 3,4%, то coreCPI вырос только на 2,5%2. Так как в качестве дефлятора используется последний показатель, реальный прирост ВВП за это период окажется завышенным почти на 1%.
Целый ряд статистических искажений связан с особенностью американской системы национальных счетов и спецификой расчета ряда макроэкономических индикаторов.
Так, например, лишь США включают в состав ВВП так называют приписную ренту (арендную плату, которую должны были бы платить владельцы собственных домов и квартир, если бы они жили в снятом жилье, то есть несуществующую арендную плату, которую они как бы "платят" сами себе). Такая методика по сравнению с традиционными методиками, используемыми в остальном мире, приводит к завышению ВВП примерно 10%.
При правлении Билла Клинтона в официальные статистические органы США для расчета основных макроиндикаторов стали активно применять специфические методики, основанные на использовании так называемых "цепочных" долларов (chaineddollars) и "гедонистического индекса цен" (HedonicPriceIndex). Ставшее почти официальным название обязано своим происхождением следующим рассуждениям: быстрый прогресс, например, в 2 Егишянц С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатанистов? – М.: Вече, 2004. – с.88