Характеристика различных моделей Восточной экономики: экономика Вавилонского царства.
План:
Введение
1. Законы Хаммурапи
2. Экономика. Сельское хозяйство
3. Скотоводство
4. Ремесло
5. Торговля
6. Аренда и ростовщичество
7. Социальные отношения
8. Семья, семейные отношения
9. Судопроизводство
10. Уголовное право по Законам Хаммурапи
Заключение
Введение.
В результате распада Шумеро-Аккадского царства на территории Месопотамии в 20-19 веках до н.э. появилось много новых государств. На юге в городе Ларсе образовалось независимое царство. На севере большую роль играли такие государства как Мари на Евфрате, Ашшур на Тигре. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон (Баб-или - Ворота бога), где воцарилась 1-я Вавилонская или Аморитская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894-1595 гг. до н.э.). Ее основателем был Сумуабум. Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом.
Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и испольнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум.
Законы Хаммурапи.
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми.
Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.
Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “изменение” судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом.
Воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “).
Четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем
Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа (денежного и натурального) - все это подробным образом регламентируется в законах Хаммурапи.
Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи.
Сельское хозяйство.
Месопотамия расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их.
Жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д.
Во времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей
В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56).
Наблюдается расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур.
Важным своим деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного “Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.
Постоянно чувствую потребность в строительном материале, царь принимает ряд мер к охране лесов. Лесничие несли ответственность за сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной казнью. В Месопотамии земля ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44).
Скотоводство.
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался специальным пастухам
которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них
рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанных с этим наймом. Скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии и обладать им могли только достаточно состоятельные люди.
Ремесло.
Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков.
По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям, то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник не хотел отказываться от усыновленного ребенка.
В Законах Хаммурапи часто встречаются такие профессии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что они были самыми распространенными, а услуги их представителей пользовались большим спросом. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это, однако, не означает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало. Просто их продукция пользовалась малым спросом.
В судебнике Хаммурапи отмечаются и профессиональные занятия. Первые места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: надитум, энтум, зикрум(категории жриц) (п. 179).
Торговля.
Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия
Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты - тамкары, которые вели крупные государственную и собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев- посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками.
Также торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами тамкара. Тамкар вручает шамаллуму определенный капитал, который тот должен вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл дела для самого шамаллума заключался исключительно в высокой доходности внешней торговли, которая позволяла ему нажить больше, чем сумма, предназначенна к возврату. Отношения шамаллума и тамкара — договорные (ст.105-106) Тамкар должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье.
Нарушение доверия в Законах Хаммураи рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно: если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть серебро шамаллуму в шестикратном размере (п. 107)
Участие в торговых операциях было выгодным делом. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто.
Хозяйственный строй Вавилонии в основном остается натуральным. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям.