Смекни!
smekni.com

Советско-американское сотрудничество во время разрядки международной напряженности (стр. 7 из 9)

Оставались еще возможности повлиять на размеры товарооборота при помощи расширения научно-технического сотрудничества, которое приобрело особо важное значение в системе современных международных отношений. Несомненно, активизация такого сотрудничества между СССР и США в период разрядки принесла пользу обеим странам. В первой половине 70-х годов были заключены многочис­ленные соглашения, работали смешанные советско-американские комиссии и рабочие группы ученых и экспертов по вопросам энергетики, водных ресурсов, сельского и лесного хозяйства, физики высоких энергий, химического катализа, микробиологии, мирного освоения космоса, медицины, здравоохранения, транспорта и т. п.Выполнялась широкая программа совместных работ в области электротехники, угольного и горного машиностроения, медицинской электроники, средств связи, в области методов и технических средств управления и организации в проектировании и строительстве и др. [14]

Смешанные советско-американские рабочие группы инженеров и космонавтов подготовили и осуществили в 1975 г. экспериментальный полет и стыковку космических кораблей «Союз» и «Аполлон» со взаимным переходом космонавтов — уникальное достижение человеческого разума и мужества.

Плодотворно сотрудничали советские и американские медики в области изучения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также в борьбе против инфекционных болезней. На русском и английских языках издавались монографии по результатам совместных научных исследований. [12]

Важным компонентом эффективного сотрудничества государств являются культурные связи — своеобразный ключ к взаимопониманию между народами. Международно-правовую основу культурных связей между СССР и США составили восемь заключенных между ними соглашений о культурных обменах. Первое такое соглашение сроком на два года было подписано в 1958 г., последующие шесть заключались на такой же срок. 19 июня 1973 г. Брежнев в США подписал Общее соглашение между СССР и США о контактах, обменах и сотрудничестве, рассчитанное на шесть с половиной лет (до 1980 г.).

Советский Союз многое сделал для того, чтобы активизировать культурные связи с США. Так, только в 1971 — 1975 гг. в США с большим успехом выступили 45 крупнейших советских художественных коллективов (Большой театр СССР, Государственный симфонический оркестр СССР, МХАТ, симфонический оркестр Ленинградской филармонии и др.). В Советском Союзе успешно прошли гастроли ряда американских эстрадных и камерных оркестров, балета на льду «Holidayonice», симфонических оркестров из Сан-Франциско и Нью-Йорка, драматических трупп из Вашингтона и Сан-Франциско и др. В 1976 г. советские театры поставили 35 пьес американских авторов. [14]

Активизировался обмен выставками. В США были организованы выставки, отражавшие достижения СССР в области образования, книгоиздательского дела, графики. В СССР демонстрировались американские выставки, ознакомившие советских людей с развитием в США архитектуры, эстетики промышленного производства, здравоохранения.

Значительно увеличилось количество издаваемых в СССР переводных произведений. В 1966—1975 гг. СССР приобрел 58 американских художественных кинофильмов, которые широко демонстрировались на экранах советских кинотеатров.

Все это свидетельствовало о больших переменах в международной атмосфере, происходивших под прямым влиянием улучшения отношений между СССР и США.

Однако в середине 70-х годов этот процесс стал осложняться антисоветскими действиями реакционных сил США. Не заинтересованные в улучшении отношений с СССР и вообще в разрядке международной напряженности, они совершали ожесточенные нападки на разрядку, в частности на культурный обмен с СССР, создавали на его пути преграды.

Так, на сценах американских театров шли тогда лишь три-четыре пьесы русских авторов, да и то дореволюционных, а не советских. По данным ЮНЕСКО, в США издавалось переводной литературы в 4 раза меньше, чем в СССР.Часть кинофильмов, закупаемых в СССР, не доходили до американских зрителей.

Власти США неоднократно отказывали советским людям в выдаче въездных виз. Так, в мае 1976 г. было отказано в выдаче этих виз советской профсоюзной делегации, приглашенной профорганизацией Западного побережья США. [14]

Советский Союз делал все необходимое, чтобы сохранить разрядку, расширить деловое сотрудничество с Соединенными Штатами и тем самым стабилизировать международную обстановку. Советское правительство выдвинуло новые важные предложения по укреплению мира и безопасности народов, прилагало большие усилия к тому, чтобы обеспечить непрерывное развитие и дальнейшее улучшение советско-американских отношений. [8]

ГЛАВА 3

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ

3.1. Причины недолговечности разрядки

Процесс разрядки, несмотря на широкий охват различных сфер международной жизни, все же имел ограниченный характер. Договоренности в военной сфере лишь сдерживали дальнейший рост вооружений, не затрагивая уже созданных арсеналов оружия.

Основными непримиримыми факторами были полная идеологическая несовместимость и совсем разное видение исторических процессов. Это не могло не влиять решающим образом и на внешнюю политику и дипломатию обеих стран. Отсюда и разные концепции о сути разрядки, о сотрудничестве, партнерстве и о возможном будущем миропорядка, о практических путях развития отношений.

Крупным недостатком в целом в военной области была явная недооценка важности развития контактов и связей между военными кругами обеих стран. Можно отметить, что американская сторона несколько раз проявляла инициативу, приглашая министра обороны или начальника Генштаба СССР приехать в США для установления таких контактов. Однако советские военачальники, с одобрения Политбюро, уклонялись от принятия приглашений. Единственная отдельная встреча министров обороны Устинова и Брауна в 1979 году в Вене (во время переговоров там Брежнева и Президента Картера) закончилась полной неудачей. [13]

Разрядка не приобрела необратимого характера, в конце 1970-х гг. начался новый этап «холодной войны». Отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами вновь обострились в период «евроракетного» кризиса 1979—1983 годов. Разместив ракеты средней дальности в западных областях страны и в ряде восточноевропейских государств, руководство СССР оказалось не в состоянии предотвратить ответные меры со стороны США.

Вопрос о евроракетах был тесно связан с общей проблемой равновесия сил между сверхдержавами и с отношениями между Соединенными Штатами, Европой и Советским Союзом.

После подписания в 1972 г. соглашения ОСВ-1 советские военные круги начали оказывать сильное давление на правительство с тем, чтобы оно продолжило переговоры на более выигрышных условиях. В действительности, если количественные показатели вроде бы свидетельствовали в пользу Советского Союза, то качество технологий позволило американской стороне по соглашению создать баланс в свою пользу. По этим причинам правительство было вынуждено уступить давлению министерства обороны во главе с Андреем Гречко, добивавшегося оснащения советских ядерных сил более совершенными вооружениями и, в особенности, новыми межконтинентальными ракетами СС-18, СС-19 и СС-20.

В целом советский стратегический арсенал стал значительно более эффективным.]

Означало ли «более эффективным» также «более опасным»? С точки зрения советских стратегических доктрин, исключавших Европу из возможных целей ядерных атак, поскольку это было бы равноценно развязыванию всеобщего конфликта, новые вооружения имели оборонительный характер, они способствовали усилению советского фактора сдерживания, не представляя собой качественно новой угрозы для Европы, но улучшая позиции СССР накануне заключения договора ОСВ-2. Кроме того, они не нарушали договор ОСВ-1, не исключавший модернизацию сторонами своих стратегических систем. В самом деле, учитывая их поражающие возможности, русские рассматривали СС-20 как имевшие стратегическое значение, а не как ракеты театра военных действий. Однако именно в этом состоял критический накал ситуации, поскольку Запад и, в особенности, европейские страны не разделяли советскую концепцию и усматривали в СС-20 новую угрозу, направленную непосредственно против Европы. [2]

Еще одной «болевой точкой» в международных отношениях явились события в Афганистане. Стремясь одержать верх в гражданской войне, просоветское афганское правительство обратилось за помощью к СССР. После долгих колебаний члены Политбюро ЦК КПСС санкционировали вступление войск на территорию южного соседа. Тем самым СССР стремился сохранить у власти дружественный режим и расширить свое влияние в Азиатском регионе. В декабре 1979 г. Советская Армия впервые со времени окончания Второй мировой войны вступила в широкомасштабные боевые действия.

События в Афганистане сразу же оказались в центре внимания всего мира. Соединенным Штатам удалось организовать широкую международную кампанию по осуждению действий СССР. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН осудила нарушение Советским Союзом суверенитета одного из государств «третьего мира». США стали направлять военную помощь афганским партизанам (моджахедам), на территории дружественного Соединенным Штатам Пакистана находились военные базы повстанцев.

В ходе Афганской войны советские солдаты столкнулись с теми же проблемами, что и американцы в Корее и во Вьетнаме, — незнанием местности и национальных традиций, ненадежностью союзников и невозможностью применить оружие массового поражения с целью достижения победы в войне. При этом «афганский» синдром, подобный «вьетнамскому» в США, поразил советское общество в условиях экономических трудностей 80-х гг. и поэтому имел значительно более тяжелые последствия.