Можно выделить три классификационные группы субъектного состава организованной преступной деятельности в сфере экономики.
К первой группе относятся служебные лица предприятий, учреждений, организаций; ко второй – предприниматели (юридические и физические лица); к третьей – иные лица, совершающие экономические преступления организованными группами, преступными организациями, сообществом.
Субъекты первой группы подразделяются на три подгруппы.
Первая подгруппа охватывает служебных лиц банковских, финансовых учреждений. По нашим данным, каждое третье посягательство на финансовые, бюджетные, кредитные, инвестиционные средства совершали ОПГ в составе должностных лиц финансовых, банковских учреждений.
Вторая подгруппа субъектного состава ОПО – это служебные лица государственных, коллективных предприятий. Каждой третьей ОПГ в составе указанных субъектов совершались хищения, финансовое мошенничество, служебные злоупотребления при проведении приватизации и другие преступления корыстно-хозяйственной направленности.
К субъектам третьей подгруппы относятся организованно-коррумпированные служебные лица властно-управленческих органов. Как показывают наши исследования, 34,7 % указанных лиц были субъектами организованной преступной деятельности в сфере экономики.
Ко второй группе субъектов организованной преступной деятельности в сфере экономики мы относим лиц, совершивших экономические преступления организованно-группового характера, – предпринимателей (физических и юридических лиц). Ими совершено каждое второе преступление корыстно-хозяйственной направленности. В структуре второй группы указанных субъектов можно выделить три подгруппы предпринимателей. Первая подгруппа объединяет лжепредпринимателей. К ним относятся деятели лжебизнеса, лжебанкиры и создатели мошеннических пирамид. Лжепредприниматели специализируются на хищениях бюджетных, кредитных, инвестиционных средств, финансовом мошенничестве, экономической контрабанде, незаконной торговой деятельности и иных экономических преступлениях. Фиктивные предпринимательские структуры активно используются в банковской и финансово-банковской сферах, топливно-энергетическом и аграрном комплексах, сфере торговли. По деловым качествам лжепредприниматели – высшая категория «мутантов». Многие из них прошли школу теневиков-цеховиков, лжекооператоров. Они хорошо ориентируются в экономических, правовых, финансовых вопросах, бюрократических тонкостях, научились использовать и извращать принципы рыночных отношений.
Ко второй подгруппе субъектов исследуемых преступлений относятся предприниматели-теневики. Следует отметить, что 37 % указанных лиц производят теневую недоброкачественную продукцию в подпольных цехах с последующей реализацией на потребительском рынке.
По некоторым схожим признакам подпольные цеха предпринимателей можно условно разделить на две группы. Первая – полностью нелегальные, нигде не зарегистрированные производства предпринимателей. Они занимаются незаконными видами предпринимательской деятельности, выпуская некачественные товары под торговыми марками известных производителей. В частности, изготовлением и сбытом суррогатного подсолнечного масла из отходов, «фирменного» шампанского и иных спиртных напитков, пиратской видеопродукции и т. д.
К этой же группе предпринимателей теневого бизнеса относятся и те, которые отпочковались от легальных фирм и создали «свои» подпольные цеха. Оперативными работниками управления налоговой милиции обнаружен ряд подпольных цехов по производству кожгалантереи, расфасовке муки и сыпучих продуктов, а также подпольная «фабрика» туалетной бумаги и др.
По данным оперативных органов налоговой милиции вторую группу предпринимателей теневого бизнеса составляют вполне преуспевающие представители предпринимательских структур, которые выпускают неучтенный товар из «левого» сырья либо производят несертифицированные изделия.
К субъектам организованных экономических преступлений относятся и те предприниматели, которые специализируются на оптовом или розничном сбыте некачественных, неучтенных товаров или качественных, но несертифицированных изделий; незаконной торговой деятельности на потребительском рынке и т. д. Указанные субъекты составляют в этой сфере 16 %.
Рассматривая социальную базу формирования организованных преступных образований в сфере экономической деятельности, можно выделить следующие типы предпринимателей.
Первый – «теневики» из числа «цеховиков», лжекооператоров, получившие возможность отмыть накопленные капиталы в постсоветский период, и предприниматели теневого бизнеса постсоветского периода.
Второй тип – это бывшие номенклатурные деятели, ставшие руководителями всевозможных ассоциаций, фондов, компаний, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков. В их среде действуют принципиально новые формы взаимоотношений. В частности, неформальные знакомства, протекционизм, «синекура в своем аппарате для родственников больших чиновников, что позволяет без особого труда обеспечить солидное прикрытие при экспортных операциях с сырьем, на вывоз которого имеются запреты», т.е. совершить экономическую контрабанду, а также финансовое мошенничество и другие экономические преступления.
Третий тип – молодые предприниматели, которые получили стартовый капитал на посредничестве при продаже дефицитного оборудования, дорогостоящих металлов, сырья, используя систему привилегий и льгот, близость к рычагам власти. Они наиболее предприимчивы в части обхода любых ограничений и запретов. «Представители этого типа предпринимателей обычно рекрутируются из некоторых специфических социальных и профессиональных групп, в т. ч. бывших комсомольско-молодежных организаций».
Четвертый тип – предприниматели – выходцы из научных кругов, технической интеллигенции, высших и средних учебных заведений (учителя, преподаватели) и лечебных учреждений (врачи, средний медицинский персонал).
Пятый тип – предприниматели из числа бывших военнослужащих, работников управленческой региональной элиты, правоохранительных органов. Некоторые преступные организации осуществляют организованную преступную деятельность в финансовой и банковской сфере, маскируясь под коммерческие банки. Они совершают незаконные банковские операции по обезналичиванию и конвертации крупных денежных средств с последующей легализацией преступных капиталов и т.д.
Шестой тип – это предприниматели из числа бывших работников торговли, общественного питания, иных сфер обслуживания. Они монополизировали торговлю, сферы услуг, потребительский рынок.
Седьмой тип – предприниматели из числа лиц общеуголовной преступности, как правило, корыстно-насильственной направленности. Наиболее активные из них, в т. ч. лидеры криминальных структур, частично легализовали незаконные капиталы в сферу предпринимательской деятельности. Они используют и лжепредпринимательство, теневой бизнес.
На базе рассмотренных типов предпринимателей формируется социальная среда экономической организованной преступности.
В криминалистической классификации субъектов экономических преступлений организованно-группового характера следует выделить третью группу – это иные лица, которые составляют 7,8% от общего числа субъектов организованной преступной деятельности. Они, как правило, совершают экономические преступления в сферах внешнеэкономической деятельности, функционирования и развития ценных бумаг и фондового рынка.
По данным наших исследований, большинство субъектов организованных экономических преступлений – мужчины, в том числе: 31,5 % в возрасте от 20 до 35 лет; 61,7 % – от 35 до 50 лет; 3,2 % – от 50 до 65 лет. Каждый седьмой субъект исследуемых преступлений бал ранее судимый.
5. Организатор и лидер экономического преступления
В юридической литературе выделяют в организованных преступных образованиях непосредственных исполнителей преступных деяний и организационно-руководящий состав. А. Н. Ларьков исполнителей преступных ролей в организованных преступных группах расхитителей условно классифицировал на организаторов, активных и второстепенных членов.
Криминалистическая характеристика преступных ролей в организованной группе, преступной организации, сообществе имеет большое значение для выбора тактических приемов при проведении отдельных следственных действий, криминалистических операций и для расследования в целом. В ОПО центральное место занимают лица, которые сформировали (создали) организованную группу, преступную организацию, сообщество, руководят ОПО, являются организаторами преступного бизнеса. Эти лица называются в преступном мире лидерами, а в юридической науке – организаторами, руководителями организованного преступного образования.
Ранее отмечалось, что криминалистическая классификация субъектов экономических организованных преступлений взаимосвязана с уголовно-правовой классификацией. Исследователи уголовно-правовой науки к основным признакам, характеризующим организованную группу, относят наличие в ней организатора, руководителя. Он является центральной фигурой организованного преступного образования. Организатором признается лицо, которое создало организованную группу или руководило ею, а также лицо, которое обеспечивало финансирование или организовало сокрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации.
Уголовно-правовая характеристика организатора предложена Н. П. Водько. Он считает, что организатор – это соучастник, который: