Смекни!
smekni.com

Математические методы исследования операций в экономике (стр. 4 из 37)

Общая идея перехода от ОЗЛП к КЗЛП достаточно проста:

- ограничения в виде неравенств преобразуются в уравне­ния за счет добавления фиктивных неотрицательных переменных хi, (i Î1:m), которые одновременно входят в целевую функцию с коэффициентом 0, т. е. не оказывают влияния на ее значение;

- переменные, на которые не наложено условие неотрица­тельности, представляются в виде разности двух новых неотрицательных переменных:

- = - =

хj = хj – хj, (xj0, хj0).

Проиллюстрируем применение описанных выше рекоменда­ций на примере. Пусть задана задача линейного программирова­ния(D, f) в общей форме с целевой функцией

f(x) = 5х1 + 3x2 + x3 + 2х4 -2х5 → max

и множеством допустимых планов D, определенным системой уравнений и неравенств,

2х1 + 4х2 + 5x3 =7,
- 3x2 + 4x3 – 5x4 – 4x5 ≤ 2,
3х1 - 5x3 + 6x4 – 2x5 ≤ 4,
х1≥ 0, x3 ≥ 0.

Тогда в соответствии со сформулированными правилами эк­вивалентная каноническая задача будет иметь вид (D',f'), где:

а множество D' определено как:

Нетрудно заметить, что «платой» за переход от общей фор­мы задачи линейного программирования к канонической явля­ется рост ее размерности, что, при прочих равных условиях, является фактором, усложняющим процесс решения.

1.2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЗЛП И ЕЕ ПЕРВАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1.2.1. Основные понятия линейной алгебры и выпук­лого анализа, применяемые в теории математического программирования. Кратко напомним некоторые фундамен­тальные определения и теоремы линейной алгебры и выпуклого анализа, которые широко применяются при решении проблем как линейного, так и нелинейного программирования.

Фундаментальным понятием линейной алгебры является ли­нейное (вещественное) пространство. Под ним подразуме­вается множество некоторых элементов (именуемых вектора­ми или точками), для которых заданы операции сложения и умножения на вещественное число (скаляр), причем элементы, являющиеся результатом выполнения операций, также в соот­ветствии с определением должны принадлежать исходному про­странству.

Частными случаями линейных пространств являются веще­ственная прямая, плоскость, геометрическое трехмерное про­странство.

Вектор λ1a1 + λ2a2 + …+ λmam называется линейной комбина­цией векторов а1а2,..., аm с коэффициентами λ1, λ2, λm,

Система векторов линейного пространства а1а2,..., аm называется линейно зависимой, если существуют такие числа λ1, λ2, λmне равные одновременно нулю, что их линейная комбинация λ1a1 + λ2a2 + …+ λmamравняется нулевому вектору (вектору, все компоненты которого равны нулю). В против­ном случае систему а1,а2,..., аm называют линейно независи­мой, т. е. линейная комбинация данных векторов может быть равна нулевому вектору только при нулевых коэффициентах λ1, λ2, …, λm

Максимально возможное количество векторов, которые могут образовывать линейно независимую систему в данном линейном пространстве, называют размерностью простран­ства, а любую систему линейно независимых векторов в коли­честве, равном размерности, — базисом пространства.

Линейное пространство обычно обозначают какRn, где n— его размерность.

Любое подмножество данного линейного пространства, ко­торое само обладает свойствами линейного пространства, назы­вается линейным подпространством. Множество Н, получае­мое сдвигом некоторого линейного подпространстваL Ì Rn на векторa Î Rn: H=L+a, называется аффинным множеством (пространством). Если фундаментальным свойством любого ли­нейного пространства или подпространства является принад­лежность ему нулевого вектора, то для аффинного множества это не всегда так. На плоскости примером подпространства явля­ется прямая, проходящая через начало координат, а аффинного множества — любая прямая на плоскости. Характеристическим свойством аффинного множества является принадлежность ему любой прямой, соединяющей две любые его точки. Размерность аффинного множества совпадает с размерностью того линейно­го подпространства, сдвигом которого оно получено.

Если рассматривается некоторое линейное пространствоRn, то принадлежащие ему аффинные множества размерности 1 на­зываются прямыми, а размерности (n-1)—гиперплоско­стями. Так, обычная плоскость является гиперплоскостью для трехмерного геометрического пространства R3, а прямая — ги­перплоскостью для плоскости R2. Всякая гиперплоскость делит линейное пространство на два полупространства.

Множество V векторов (точек) линейного пространства Rn называется выпуклым, если оно содержит отрезок прямой, соединяющей две его любые точки, или, другими словами, из того, чтоa ÎVи bÎV , следует, что х = (1- λ) х а+ λхbÎV , где 0 ≤λ≤ 1.

Линейная комбинация

векторов а1,а2... аmназывается выпуклой, если λi ≥0, iÎ1:mи

Множество, содержащее все возможные выпуклые комбинации точек некоторого множества М, называют выпуклой оболочкой данного множества. Можно показать, что выпуклая оболочка множества М является наименьшим выпуклым множеством, со­держащим М.

Выпуклая оболочка конечного множества точек называется выпуклым многогранником, а непустое пересечение конечного числа замкнутых полупространств — многогранным выпук­лым множеством. В отличие от выпуклого многогранника пос­леднее может быть неограниченным.

Точкаv выпуклого множества V называется его угловой (крайней) точкой, если она не является внутренней точкой ни для какого отрезка, концы которого принадлежат множеству V. Угловые точки выпуклого многогранника являются его верши­нами, а сам он — выпуклой оболочкой своих вершин.

Множество К называется конусом с вершиной в точкеx0, еслиx0 ÎК , и из того, что некоторая точка х принадлежит К ( х Î К ), следует, что в К содержится и луч, начинающийсяв х0 и проходящий через х, т. е.

или

Выпуклая оболочка конечного множества лучей, исходя­щих из одной точки, называется многогранным выпуклым ко­нусом с вершиной в данной точке.

1.2.2. Первая геометрическая интерпретация ЗЛП и графический метод решения. Рассмотрим следующий пример. Пусть дана задача максимизации линейной целевой функции

f(x) = 3х1 + х2 → max

на множестве

Так как количество переменных в неравенствах, задающих область допустимых планов задачи, равно двум, то ее можно изобразить на координатной плоскости (см. рис. 1.1).

На рис. 1.1 показано, что каждое неравенство определяет некоторую полуплоскость. Соответствующие области для каж­дого ограничения отмечены штрихами. Пересечение D данных полуплоскостей (т. е. множество точек, которые одновременно принадлежат каждой их них) является областью допустимых планов задачи. Поведение целевой функции f(x)= 3х1 + х2 в рамках двумерной иллюстрации может быть охарактеризовано с помощью линий уровня.

Напомним, что линией уровня функции называется множе­ство точек из ее области определения, в которых функция при­нимает одно и то же фиксированное значение. Градиентом функцииf(x) называется вектор

Δf(x) = df,…, df

dx1 dxn

указывающий направление наиболее быстрого возрастания фун­кции, и, стало быть, ориентированный перпендикулярно лини­ям уровня.

Для линейной функции двух переменных линия уровня пред­ставляет собой прямую, перпендикулярную вектору с, который служит градиентом данной функции. Следовательно, если ли­ния уровня определяется уравнениемf(x)=c1x1+ c2x2 =const, то этот вектоp имеет вид

и указывает направление возрастания функции.

Таким образом, с геометрической точки зрения задача мак­симизации сводится к определению такой точки области D, че­рез которую проходит линия уровня, соответствующая наи­большему из возможных значений. Последнее означает, что для нахождения точки экстремума в задаче линейного программирования мы должны сначала построить линию уровня для некоторого произвольного значения целевой функции. Затем необходимо осуществлять ее параллельное передвижение (так, чтобы она оставалась перпендикулярной вектору с) до тех пор, пока не достигнем такой точки области допустимых планов D, из которой смещение в направлении вектора с было бы невоз­можно. Такой метод решения получил название графического. Заметим, что решение задачи поиска минимума линейной функ­ции осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что дви­жение по линиям уровня должно производиться в направлении, обратном градиенту целевой функции, т. е. по вектору (-с).