В большинстве европейских стран в конституционном порядке закреплен также круг вопросов, подлежащих регламентации на законодательном уровне, определены также и виды законодательных актов, которые должны приниматься по данным вопросам. Например, в Конституции Нидерландов содержится следующее положение: "Организация, состав и полномочия Государственного Совета устанавливаются Актом парламента... В Испании полномочия и порядок формирования Государственного Совета должны регулироваться органическим законом (ст. 107).
В зависимости от полномочий Государственных советов можно выделить несколько моделей их деятельности.
Начнем с описания старейшего из таких органов - Государственного совета Франции. Структурными подразделениями Государственного совета являются секции. Консультативная работа осуществляется в четырех секциях - внутренних дел, финансов, публичных работ и по социальным вопросам. Наиболее сложные вопросы, рассматриваемые по подведомственности в одной из указанных секций, могут быть переданы в вышестоящий орган - Генеральную ассамблею; решения, которые должны быть приняты в срочном порядке, передаются в Постоянный комитет.
Дела в каждой из указанных секций проходят несколько стадий рассмотрения. Запрос Правительства передается одному из государственных советников, который готовит все материалы для принятия решения по нему на секции. Интересы государства (конкретного министерства) поддерживает правительственный комиссар. Решение принимается в ходе обсуждения, по спорным вопросам проводится голосование. По некоторым запросам эта стадия рассмотрения дела является окончательной.
В рамках секции по административным спорам Государственного совета Франции создано десять подсекций. В них проводится подготовительная работа для принятия окончательного решения на секции. Рассмотрение дел в секции по административным спорам не носит публичного характера, интересы сторон представлены адвокатами.
Во многом аналогичен и порядок деятельности Государственных советов в других странах, где они сформированы по французскому образцу.
Нельзя сказать, что все Государственные советы, имеющие статус консультативных органов при президенте, осуществляют возложенные на них задачи в едином русле. Общие элементы в порядке их деятельности касаются только того, что их созыв осуществляется президентом, который руководит обсуждением вопросов в Совете. Все подготовительная работа по проведению заседаний в Совете проходит в рамках секретариата (администрации президента).
В Португалии и Ирландии заседания Государственного совета проводятся в основном для вынесения рекомендаций, необходимых для принятия президентом конкретного решения, тогда как в России они созываются на регулярной основе - не реже одного раза в три месяца. Эту работу в РФ обеспечивает Президиум Государственного совета в составе семи его членов, назначаемых президентом из числа членов Государственного совета. Для подготовки вопросов, которые являются предметом обсуждения, создаются постоянные и временные рабочие группы.
Кроме того, порядок принятия решений Государственными советами этих стран различен. В Регламенте Государственного совета Португалии имеется норма, в соответствии с которой решение по конкретному вопросу принимается в ходе голосования (188). В Положении о Государственном совете Российской Федерации подобное требование сформулировано таким образом, что его можно трактовать как исключительное право Президента назначать голосование или воздержаться от подобной процедуры.
Определенным своеобразием отличается порядок деятельности Государственного совета Испании, который принимает решения в рамках пленума и постоянной комиссии, а также в сессионном порядке двух структур. Что касается решений Государственного совета, то они вырабатываются в ходе голосования и доводятся до сведения соответствующего административного органа.
2. Парламентский комиссар по делам администрации в Великобритании
Институт парламентского комиссара по делам администрации учрежден Актом о парламентских комиссарах 1967 г., действующим с изменениями 1994 г. Парламентский комиссар по делам администрации рассматривает жалобы граждан, в которых содержатся требования устранить несправедливость, ущемления их прав, совершенные в результате «плохого управления» (maladministration — ненадлежащее выполнение административных функций). Кроме того, основной функцией парламентского комиссара является предание гласности информации об обнаруженных нарушениях[3].
Парламентский комиссар не является заместителем обычных судей. Согласно акту 1967 г., он не рассматривает жалобы, которые входят в юрисдикцию обычных судов, или те дела, в которых гражданин уже пользовался или может воспользоваться правом апелляции или пересмотром в суде или трибунале. Однако в том случае, когда парламентский комиссар считает, что нет смысла ожидать обращения жалобщика в суд за возмещением ущерба, он рассматривает жалобу сам, используя право на усмотрение.
Еще одним ограничением компетенции парламентского комиссара по делам администрации является тот факт, что он осуществляет контроль только за деятельностью центрального правительства и его учреждений, включенных в специальный циркуляр №2.
Однако в сферу его деятельности попадают лишь действия тех органов управления, за которые министр непосредственно отвечает перед парламентом. Он может также рассматривать и подвергать критике решения, принимаемые персонально министром. Однако в сферу контроля парламентского уполномоченного в силу циркуляра не входят международные вопросы, государственная безопасность, рассмотрение уголовных дел, а также вопросы национальной промышленности и полиции.
Акт о парламентском комиссаре 1967 г. предусматривает менее демократичную, чем в других странах, процедуру назначения омбудсмена. Он назначается королевой по предложению правительства и, как верховный судья, возглавляет свое учреждение до отставного возраста (65 лет). Штат парламентского комиссара также состоит из лиц, имеющих различную квалификацию, в отличие от Швеции, где эти должности занимают в основном судьи[4].
Характерная особенность статуса парламентского комиссара по делам администрации состоит в том, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Жалоба передается сначала депутату палаты общин, который сам решает, направить ли ее омбудсмену.
Таким образом, в Великобритании существует «парламентский фильтр». Его введение было обусловлено двумя главными причинами: желанием ни в коей мере не умалить значение традиционной практики, посредством которой члены парламента обеспечивают ответственность администрации перед обществом. В данной ситуации парламентскому комиссару отводится роль помощника парламента, слуги палаты общин.
Другими словами, он должен оказывать помощь членам парламента в обеспечении контроля за ответственностью министров перед гражданами и не действовать в качестве самостоятельного канала контроля наряду с уже функционирующими парламентским и судебным. Вторым аргументом в пользу парламентского фильтра явилось предотвращение парламентского комиссара от большого потока обращений.
Парламентский комиссар по делам администрации имеет свободное усмотрение при решении вопроса начинать производство по жалобам или нет. Только он определяет, должным ли способом подана жалоба и в чем суть «плохого управления», на которое жалуется гражданин. Порядок рассмотрения жалобы определяется самим омбудсменом. Однако на предварительной стадии он стремится получить ответы на заранее установленные вопросы.
Поэтому до принятия жалобы к производству уточняется: имел ли место отказ члена парламента в принятии жалобы; есть ли согласие самого жалобщика на ее рассмотрение; не входят ли обжалуемые действия администрации в циркуляр исключений из юрисдикции парламентского комиссара; подана ли жалоба заинтересованным лицом, пострадавшим от «плохого управления»; соблюден ли срок ее подачи; рассматривалась ли она ранее в суде или трибунале.
Парламентский комиссар по делам администрации может проводить расследование только в том случае, если заявитель не имеет возможности обратиться в суд или в административный трибунал. В своей работе он имеет право знакомиться с различными документами министерств и других ведомств, требовать предоставления необходимых материалов и информации от различных официальных лиц, включая министров (правомочие, которое не предоставлено ни одному суду), входить в правительственный департамент, разговаривать с должностными лицами, вызывать свидетелей и т.д.
Парламентский комиссар по делам администрации не принимает решений, а составляет по результатам своего расследования доклад, который направляется депутату, а также главе правительственного ведомства и должностному лицу, действия которого были обжалованы. Депутат реагирует на выводы, сформулированные в докладе, чисто парламентскими методами: вступает в переписку, задает вопросы членам правительства, выступает с предложением о принятии резолюции. Если требования омбудсмена чиновниками центральной власти не удовлетворены, он вправе внести доклад в палату общин.
Однако на практике случаи невыполнения рекомендаций омбудсмена чрезвычайно редки: не более двух-трех при наличии порядка тысячи обращений в течение года в последнее время. Это обстоятельство, а также постоянное увеличение числа жалоб, адресованных омбудсмену (например, за 1989 г. их было подано 677, а за 1993 г. — 986), свидетельствуют о большом авторитете и влиянии парламентского комиссара по делам администрации.