В аграрных доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Основой жизни цивилизации нового типа являются динамика и технический прогресс. Темп изменений становится быстрым по сравнению с прежними временами.
Важнейшим источником перемен в индустриальных странах стали достижения научно-технической мысли.
Причинами увеличения прироста научных знаний и технического прогресса к XIX в. являются.
Во-первых, наука на протяжении веков накопила огромный фактический материал, результаты наблюдений, экспериментов. Это подготовило основу для скачка в изучении законов природы.
Во-вторых, с развитием транспорта, связи ученые, работающие над сходными проблемами, получили возможность не только использовать плоды научной мысли друг друга, но непосредственно обсуждать и решать возникающие вопросы с коллегами.
В-третьих, источником приращения знаний стали исследования на стыках наук, грани между которыми ранее казались неощутимыми. Так, например, с развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины - физическая химия, биохимия. Научные прорывы на одном направлении вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.
В-четвертых, научный прогресс, связанный с приращением научных знаний, сблизился с техническим прогрессом. Наука все чаще использовала эксперименты, требуя от практиков новые измерительные приборы, оборудование. В свою очередь, все достигнутые результаты экспериментов, особенно в области химии, электротехники, опытные образцы машин, приборов начали использоваться в производстве.
Промышленный переворот, связанный с переходом от фабричного к индустриальному, массовому производству, вызвал глубокие изменения в характере противоречий общественного развития.
Модернизация, создание гигантских индустриальных комплексов потребовали значительного увеличения численности наемных работников - как рабочих, так и служащих. В среднем в развитых странах на протяжении последней трети XIX в. количество промышленных рабочих увеличилось примерно втрое, служащих корпораций, банков, государства - в четыре раза.
Индустриальная революция сопровождалась и политическими, и социокультурными изменениями. Изменения в политике отражали сдвиг в экономической власти; сформировалась новая государственная политика, соответствующая требованиям индустриального, а уже не аграрного общества. В отличие от политических социокультурные изменения происходили медленнее, но их влияние было глубже.
Рассматривая с информационной точки зрения, наш мир становится, более взаимосвязан. Расстояния уже не разделяют людей друг от друга, а наоборот благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью, что информационные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере.
В настоящее время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство-потребление") к системному описанию инновационного процесса.
Таким образом, современный этап развития хозяйственной системы позволяет констатировать изменение места информации в структуре факторов производства. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства в силу этого она выступает как составная часть ВВП, интегрируется со всеми другими экономическими ресурсами, определяет эффективность всех остальных факторов и само существование видов бизнеса и различных производств.
Глава 3. Новая роль государства
Новые технологии, повлекшие за собой изменения прав человека - это стечение обстоятельств делает акцент на важнейшие моменты для переосмысления и формулировки нового понимания свободы слова и возможностей её регулирования в масштабе всего мира. Сомнительной оказывается сама способность государства полностью контролировать поток идей и образов, находящейся в его границах. Было бы не правильно допустить, чтобы потоки информации в мире оказались полностью свободными от каких-либо ограничений. Вместо ожидаемого упадка государственных институтов произошла их трансформация и формирование новых подходов и моделей управления обществом. Государства переживают напряжённый период утверждения новой техники регулирования и подчинения рынка свободного слова. Таким образом, нараставшая самостоятельность участников рынка СМИ и спровоцировала её ограничение. Воздействия одного государства на идеологическое наполнение СМИ другого, данная концепция не новая, но в настоящий момент процесс такого взаимодействия посредством соглашений об обмене информацией и данными с каждым днем растает.
Глобализация сферы СМИ влечет не только повсеместное распространение гигантских конгломератов производимой ими информации и повышение её роли в формировании мирового сознания.
Во «взаимозависимой» среде вопросы развития информационных технологий и организации информационных потоков в рамках одного государства выходят за пределы его ведения. Эволюция информационных структур локального уровня формирует глобальную инфраструктуру. Решения по формированию внутригосударственного информационного пространства становятся частью общемировой политики обеспечения экономического обмена и безопасности государства.
Внимание к данным вопросам во всем мире обостряется по мере того, как правительства разных стран понимают возможности информационного оружия как инструмента повышения влияния и благосостояния в мирное время и средства борьбы в ситуации войны. Таким образом, формально государства могут формировать только собственную культурную самобытность, однако в рамках национального законодательства они должны учитывать инициативы, обязательства, а также давление, формирующиеся на наднациональном, международном уровне.
«В мире происходит пересмотр стратегии государства по отношению к информационному обмену на данной территории. В этот процесс вовлечены правительства, международные организации, транснациональные корпорации, правозащитные организации и рядовые граждане. Происходит радикальная трансформация систем коммуникации, которая далека от завершения».[8]
Тридцать лет назад произошли перемены вызванные появлением кабельного телевидения, двадцать лет назад то же самое произошло с изобретением спутниковой связи. Появление Интернета и конвергенция информационных технологий в последнее десятилетие повлекли за собой ещё более масштабную реструктуризацию информационной сферы.
Таким образом, рассматривая с точки зрения глубокого понимания происходящих изменений, это позволяет нам осознать последствия как в политической и культурной сфере, так и влияния на концепцию прав человека, а также – на формы и функции государственного управления в новых условиях.
Системные изменения на уровне закона, обычно происходят в результате давления со стороны индустрии, государства или общества, как внутри государства, так и извне. В начале двадцать первого века новые зависимости между СМИ и государством были порождены потребностями глобальной борьбы с терроризмом. В соответствии с происходящими переменами, в условиях глобальной трансформации структуры СМИ, регулирующие органы на национальном и международном уровне вынуждены пересматривать и корректировать свою политику.
В каждом отдельном случае были свои определенные национальные причины перемен и различия в формах их проявления. Идет создание (или новое создание) глобальной структуры коммуникации. Поскольку её строение играет важную роль для сохранения национальной самобытности, экономического обмена имирового политического порядка, процесс создания этой структуры— вопрос не только внутренней, но ивнешней политики государств, участвующих внём, но и тема для обсуждения на международном уровне.
Как считает Прайс, что данный процесс предопределён ходом технологического развития и по этой причине является неизбежным результатом потребности капитализма в инновациях. С точки зрения геополитики реформа СМИ является инструментом борьбы за влияние,правильное использование которого, в свою очередь, может серьёзно повлиять на соотношение сил в этой борьбе. Но ни один отдельно взятый фактор – технологический, геополитический, экологический или идеологический – сам по себе не может обосновать столь глобальные перемены. Однако взятые в комплексе, с учётом различного соотношения роли того или иною фактора в каждом конкретном случае, они могут считаться весомым объяснением.
Одно из не мало важных перемен является возникновение одного из доступа расширения к СМИ - телефонии в районах, где до сих пор не создана современная техническая инфраструктура, однако существует средний класс, который в состоянии оплатить свои информационные потребности. Ключевой проблемой является отношения государства с Интернет-провайдерами, с пользователями Интернета, появляющаяся возможность контроля за потоками информации в сети и установление приоритетной ценности, когда свобода получать и передавать информацию противоречила идее защиты национальной безопасности. Следовательно, могут происходить изменения политики обеспечения свободы информации, норм касающихся содержания предаваемой различными СМИ информации, провоцирующих социальную и национальную нетерпимость.