Другими словами , жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форме художественного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессанской культуры. Союз науки и искусства помог искусству решить многие, очень важные изобразительные проблемы. Вырабатывается новая система художественного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, вот исходный принцип художников Ренессанса.
Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.
Великие достижения эпохи Возрождения в искусстве, прежде всего в живописи и скульптуре. Здесь следует назвать такие имена, как Леонардо да Винчи(1452- 1519), Рафаель Санти(1483- 1520),Микеланджело (1475- 1564), Тициан (1476- 1576), Паоло Веронезе(1528- 1588) и это еще не ролный список.
1.Критика средневековой культуры в литературе и философии эпохи Возрождения.
Со средневековьем историческая память человечества обошлась сурово и несправедливо. Долгое время отношение к « средним векам» было традиционно пренебрежительным, и они считались промежуточным состоянием, малозначительной переходной эпохой. Средневековая культура толковалась как «провал» , как «темные столетия». Такие оценки связаны в основном с деятельностью историков и философов эпохи Просвещения , но и в наше время представления подобного рода не изжиты полностью. В прошлом у таких оценок были некоторые основания, поскольку культура новой Европы создавалась в процессе резкой и жестокой полемики с миром средневековья. Именно поэтому средним векам приписывались все мыслимые и немыслимые отрицательные признаки, от которых нарождающаяся новая культура считала себя свободной.
Современное состояние истории и культурологи не позволяет относиться к средневековью столь пренебрежительно. Преодоление традиционных подходов оказывается делом непростым. Истина, как всегда лежит посередине. Ведь именно в средние века возникли предпосылки и даже некоторые элементы современной цивилизации.
Сам термин «средние века» обязан своим появлением на свет деятельности итальянских гуманистов 15-16 века, которые с его помощью хотели ограничить свою эпоху от мира предшествовавшей культуры. Точнее это касается конец эпохи. Что касается ее начала, то здесь мнение достаточно единодушны: началом средневековья считается падение Западной Римской империи в 5 в.н.э. Но для Восточной Римской империи начало средневековья 4 в.н.э, когда Византия оформилась в качестве самостоятельного государства.
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика .Отрицательным было отношение к теологии – теории религии. Лоренце вала противопоставляет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, который не мудрствуя лукаво укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Д. Боккаччо в « Декамероне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попадают в ад. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.
Однако вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда не осознавалось.
Ренессанс не был полностью