После распада СССР в планах построения нового миропорядка борются две тенденции: одна - строить новый мир при гегемонии одной державы (США) и вторая - добиваться утверждения многополюсного мира. Одна тенденция носит авторитарный, а вторая - демократический характер. К тому же вторая тенденция больше отвечает объективным историческим условиям, которые ведут к ослаблению в обществе общего интереса и расширению интересов его частей, причем не только в рамках отдельных стран, но и в масштабах человечества в целом.
Носителем и выразителем господства и подчинения одних народов другим выступают США и государства так называемого "золотого миллиарда"[9]. Нынешняя политика империалистических кругов Запада есть продолжение и развитие агрессивного характера промышленной цивилизации. Промышленная цивилизация и возникший на ее основе капиталистический строй по самой своей сути носит агрессивный характер. Этот агрессивный характер и находит свое проявление в действиях НАТО. Агрессивность промышленной цивилизации начала проявляться еще в процессе Великих географических открытий, в результате которых не Восток открыл Запад и Америку, а Запад - Восток, хотя, как известно, в странах Востока - Китае и Индии существовали древние развитые цивилизации.
США стремятся утвердить однополюсный мир под своим господством, подмяв под себя Китай, Индию, народы Африки и т. д., последние же стремятся отстоять свою независимость и строить многополюсный мир на демократических принципах, равенстве больших и малых народов. Первая идея переносит на сферу международных отношений антидемократические принципы господства одних народов по отношению к другим. Вторая идея отстаивает принцип демократизма в отношениях между народами на международной арене. В данном случае сталкиваются интересы США и Западной Европы, США и Японии, Китая и Индии и прежде всего интересы так называемого "золотого миллиарда" и развивающихся стран. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами усиливает тенденции со стороны развитых стран к подчинению развивающихся, а последних - к противостоянию этим грабительским тенденциям. В результате подобной политики сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве привели к расчленению мира на "ядро" и "периферию". Причем за первыми все больше закрепляются контрольные функции, а за последними - производственные. Есть и другие проявления нового империализма. При этом водораздел между Севером и Югом происходит не только в силу углубляющегося экономического неравенства, но и стремления этих стран отгородиться от процветающей в Европе преступности. Схожие последствия имеет и страх перед неконтролируемой миграцией населения и экологическими опасностями.
США и страны "золотого миллиарда" исходят из того, что процесс глобализации мира может и должен осуществляться путем распространения и насаждения порядков Запада с его рыночной экономикой и буржуазными отношениями во все регионы и на все народы мира, невзирая на их региональные и исторические особенности. С этой целью США и их союзники используют не только транснациональные корпорации, подкупы, шантаж, но и прямое насилие. В последнее время в целях утверждения глобализма в соответствии с интересами США используется НАТО и его продвижение на Восток[10], а также борьба с терроризмом.
Одним словом, при осуществлении глобализации человечество столкнулось со стремлением со стороны развитых стран мира превратить ее в новую, более завуалированную форму колониализма. Однако при этом забывают, что нынешние страны так называемого "третьего мира" - это не то, что было в них в XVII-XVIII вв., когда осуществлялась их колонизация.
Все это требует от прогрессивных сил планеты разработки своей концепции глобализации, которая исходила бы из ее объективных тенденций и в то же время учитывала бы: а) цивилизационные и формационные различия различных народов и государств, их менталитет, традиции, культуру и т. д.; б) осуществлялась бы не в интересах тех или иных стран и их корыстных интересов, а в интересах всего человечества; в) проводилась бы без применения мер насилия, а на путях взаимовыгодного экономического сотрудничества и взаимопомощи со стороны развитых стран странам слаборазвитым.
В современных условиях возникла острейшая потребность перераспределения материальных ресурсов в мировом масштабе. Такая потребность в конечном счете вытекает из закона обеспечения гармонического соответствия и равновесия всех частей социума как определенной целостной системы. Эта необходимость стала, может быть, сильнее и острее, чем это было накануне двух мировых войн и революционных преобразований. Тогда в перераспределении материальных ресурсов возникла необходимость в региональном масштабе, чем в рамках отдельных стран. Теперь такая необходимость так или иначе затрагивает все страны мира. И это естественно, так как, с одной стороны, произошло гигантское увеличение числа населения, выросли его производственный потенциал и материальные ресурсы, а с другой - уменьшились природные запасы. На этом фоне произошло резкое обострение неравномерностей между развитыми и развивающимися странами. Такая неравномерность в соответствии с законом динамического равновесия структур системы рано или поздно должна быть устранена, но только не путем насилия.
Процесс глобализации совершается в условиях, когда человечество переживает глобальный конфликт в рамках способа производства всей общественной жизни. Если в развитых странах мира углублялся конфликт между так называемой "второй" созданной природой и окружающей природной средой, а равно и самим человеком, то в развивающихся странах нарастает и углубляется конфликт между народонаселением и наличной материально-производительной основой, а также и природной средой, которая все больше и больше истощается.
Помимо этого, в каждом из регионов существуют свои внутренние, присущие только им специфические противоречия. Наконец, в современных условиях обострился конфликт между развивающимися и развитыми странами мира.
3. «Информационное общество» как результат глобализации.
Информационно-технологическая революция, разворачивающаяся на наших глазах, определяет движение к совершенно новому типу общества - информационному, или, как его еще называют, обществу знания. Одной из основополагающих характеристик этого общества является его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику.
Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы, среди которых наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства, соблюдение свободы слова, защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях, противостояние культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.
В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка слова «кто владеет информацией - владеет миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом[11], приобретают качественно новый смысл. Сегодня мы являемся не только пассивными свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса формирования и развития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что знание и информация становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Масштабы использования этого ресурса стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а величина суммарных затрат на него уже имеет макроэкономическую значимость.
ХХI век по праву называют веком информации, информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий. Вместе с тем не стоит забывать, что наблюдаемый информационно-технологический прорыв имеет объективные предпосылки. Многовековая эволюция средств массовой информации и коммуникации содержит немало поистине эпохальных событий. Буквально за несколько последних десятилетий сложилась следующая картина наличия в мире традиционных средств массовой информации: телевизоров сегодня - 2 млрд. единиц, радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет - примерно 10 тыс. названий, ежегодно выпускается около 4 тыс. кинофильмов, а суммарный тираж книжной продукции составляет около 10 млрд. экз. Стремительно развивается международное радиовещание и телевидение: открытие Олимпийских игр в Сиднее смотрело одновременно во всем мире 3,6 млрд. людей[12].