Смекни!
smekni.com

Cущностm ВВП и методов его измерения (стр. 4 из 6)

Российская Федерация была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, снабжая ее всеми необходимыми базовыми данными. Так, для расчета ППС за 1999-й в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) и Евростата Россия предоставила информацию о ценах почти на 3 тысячи товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП c другими странами в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996, 1999 и 2002 годы с расширяющимся числом базовых данных по ценам на сравнимые товары и услуги – компоненты ВВП [15, с.102].

Цифры показывают, что ВВП России в 2003 году составлял более 1,3 трлн дол. и наша страна занимала 10-е место в мире, отставая от США и Западной Европы примерно в 8 раз, от Китая – в 5 раз, от Японии – почти в 3 раза, от Индии – в 2,3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – в 1,2 раза, от Бразилии – на 4 %. [1,с 24.]

По ВВП в расчете на душу населения мы отставали от США в 4 раза, от Западной Европы – в 3 раза, от Канады и Японии – в 3,1–3,3 раза, от Германии – в 3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – менее чем в 3 раза, но Мексику опережали на 18 %, Бразилию – на 22 %, Китай – в 1,8 раза, Индию – в 3,2 раза.

По общему объему своего ВВП Россия вплотную стоит за Бразилией, и не исключено, что в ближайшие годы мы превзойдем эту страну по данному показателю. Но самое главное – Россия заметно приблизилась к уровню Великобритании, Италии и Франции, отставая от них теперь уже в пределах всего лишь 20 %. Обращают на себя внимание сильные позиции КНР. Китайский ВВП превышает уже 60 % от ВВП США, а ВВП Японии составляет сегодня лишь около половины ВВП Китая.

После дефолта 1998 года и резкой девальвации рубля в России начался рост производства. Но, собственно, производство какой продукции стало расти? Достаточно ли эта продукция современна и конкурентоспособна, удовлетворяет ли ее качество высоким современным требованиям мирового рынка?

Наш экономический рост носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т. е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.

Нельзя не сказать и о том, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», – об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Наше общество не полностью отбросило прежнее советское идеологизированное мышление, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за беззакония, за насилие, за трагедии советского периода российской истории. [14, с 15]

Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, «тлетворного» влияния Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении характерны оценки известного немецкого политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционнейшие тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей».

В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы: предприимчивые и образованные люди нового поколения, научно-технический потенциал в виде большой армии ученых, многочисленных НИИ и КБ, внушительного военно-промышленного комплекса, станочного парка и т. д. К этому следует добавить финансовые ресурсы и проявленную при президенте Владимире Путине политическую волю к возрождению России.

Но чтобы выбраться из создавшегося исторического тупика и занять достойное место в мире, ныне необходимо создать условия для консолидации сил рынка, правового и социального его обеспечения со стороны обновляющихся и укрепляющихся органов государственной власти. Необходимо разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития страны, всячески укреплять ее внутреннее единство, препятствуя любым проявлениям сепаратизма и распада, поднимать экономику Сибири и Дальнего Востока. [3, с 44]

Но главное сегодня – это начать утверждать в стране новую, скорректированную модель экономических реформ. Ее основными элементами являются: всемерное поощрение инвестиций; модернизация производственного аппарата; укрепление рыночных институтов; проведение широкомасштабной инновационной политики; социальная ориентация результатов производства; укрепление территориальной целостности страны и межрегиональных экономических связей; окончательное преодоление остаточного, загнивающего большевизма и национализма; дальнейшее вовлечение экономики России в мировые глобализационные и интеграционные процессы с упором на производство высокотехнологичной продукции. [18, с 196]

Необходимо, чтобы государственное содействие углублению системной трансформации осуществлялось не только за счет прямых инвестиций и затрат на НИОКР, но и с использованием всевозможных путей экономического регулирования, включая налоговые льготы, спецсубсидии, амортизационную и промышленную политику.

Такие шаги потребуют широкого использования современных экономических знаний и основательного развития экономической науки в стране.


3. Основные тенденции роста ВВП в России

Анализ среднегодовых темпов роста ВВП с странах мира позволяет сделать вывод о том, что Россия, чтобы выполнить задачу удвоения валового продукта к 2010г., должна стать лидером в мировой экономике или уступить только Китаю (темпы экономического роста за 1990-2002гг. – 9,7%) по данному показателю. Тогда как среднегодовой темп роста ВВП в России в 1990-2002гг составил минус 2,7%.

Среднегодовой темп роста ВВП в США как стране – мировом лидере по объему ВВП составил в 1990-2002гг. 3,3%. Если бы России удалось стать мировым лидером по темпам экономического роста (обеспечив темп роста ВВП всего на 0,1 % выше, чем в Китае, или 9,8%), то потребовалось было 65 лет, для того чтобы наша страна догнала США по объемам производства ВВП. Если же обеспечить среднегодовой темп прироста ВВП равный 6%, то нам потребуется в два раза больше времени – 136 лет, чтобы догнать США при среднегодовых темпах роста ВВП в США 3,3%.

В России все важнейшие факторы производства используются не самым эффективным способом: это и земля, труд, капитал (неэффективное использование которых очевидно), а главное система управления или предпринимательство. По показателю «индекс государственного управления» Россия оказывается ниже среднемирового уровня. Наиболее низкие показатели отмечаются по следующим индексам: учет государством интересов общества, соблюдение законодательства и коррупция. Помимо этого важнейшим препятствием на пути к переходу России к экономике знаний, основанной на культуре и знаниях, а не на бюрократии и коррупции, является возраст управленческих кадров и принцип их подбора. Снижение диапазона возраста с 35-60 до 25-50 лет будет являться основой для перехода на инновационный путь развития.

Другими составляющими потенциала ускорения темпов экономического роста валового продукта являются инвестиции (необходимо финансирование производственных фондов во всех отраслях экономики и в самые кратчайшие сроки, так как от темпов обновления основных фондов напрямую зависит дальнейшее прогрессирующее развитие экономики страны ) и разумное, целенаправленное использование уникального геополитического положения.

Таким образом главной точкой ускорения роста валового продукта страны может стать только изменение качества государственного управления, определяющего эффективность остальных факторов производства – труд, земля и капитал. Без этого высокие темпы роста ВВП И ВНП будут не более чем результатом фантазии заинтересованных в своем карьерном росте лиц.

Анализируя итоги саммита G8 в Петербурге, много говорят о тактических успехах, о том, насколько выигрышной была для России ситуация в плане пиара, как неплохо она смотрелась в диалоге с партнерами по "восьмерке". Среди неудач упоминают прежде всего демонстративный отказ США подписать с Россией соглашение о вступлении в ВТО. Однако наиболее острые для России стратегические проблемы лежат не в этих сферах, а в области экономических отношений с Евросоюзом. И для решения их Россия не смогла использовать председательство в G8.