Энергетика занимает одно из центральных мест в сотрудничестве России с Японией. Свыше 6 млрд долларов японских инвестиций вложено в российский ТЭК, прежде всего в сахалинские нефтегазовые проекты. Японцев также интересует участие в развитии трубопроводного транспорта Востока России в направлении Японии и, в первую очередь, нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Также они хотели бы получать российский коксующийся уголь и участвовать в освоении соответствующих российских месторождений. Существует определенный потенциал сотрудничества и в области мирного атома. Российская сторона, в свою очередь, заинтересована в привлечении японского капитала и высоких технологий в сооружение на Дальнем Востоке нефте- и газохимического производства, ориентированного, в том числе, и на внешние рынки, включая Японию.
Республика Корея представляет собой еще один крупный перспективный энергетический рынок. Южнокорейская экономика готова принимать ежегодно около 10 млрд куб. м российского газа. Кроме того, бизнес этой страны готов участвовать в освоении месторождений нефти западно-камчатского шельфа. Республика Корея заинтересована в поставках из России электроэнергии транзитом через КНДР, а также в поставках коксующихся углей. При этом южнокорейцы готовы вкладываться в сооружение необходимых для этого линий электропередачи и в разработку соответствующих угольных месторождений. Монголия традиционно закупает российские нефтепродукты, включая сжиженный газ и электроэнергию. Российские же компании заинтересованы в освоении монгольских месторождений коксующихся углей и урановых руд, а также в их переработке и обогащении. Определенные перспективы сотрудничества в сфере ТЭК имеются у восточных регионов России со странами Юго-Восточной Азии и даже с Индией.
Что касается электроэнергетики, то следует отметить энергоизбыточность в целом восточного региона России. Поэтому здесь на передний план выходит вопрос доведения электроэнергии до каждого российского потребителя, а также организации экспорта российской электроэнергии без какого-либо ущерба для собственных нужд. В этих целях на период до 2020 года предусмотрен ввод целого ряда генерирующих мощностей. При этом важным направлением работы является повышение эффективности и экологичности генерирующего оборудования.
В качестве примера крупного электроэнергетического проекта на Востоке России рассмотрим проект увеличения экспорта электроэнергии из России в Китай. В рамках данного проекта российская Восточная энергетическая компания должна построить парогазовую установку (ПГУ) 400–500 МВт в Хабаровске и ЛЭП 500 кВ от подстанции Амурская до российско-китайской госграницы. Ее партнер с китайской стороны – Государственная электросетевая корпорация Китая – уже осуществляет строительство ЛЭП 500 кВ от российско-китайской госграницы через вставку постоянного тока в районе г. Хэйхэ до г. Харбин. На первом этапе этого проекта запланирована поставка в Китай в годовом объеме 3,6–4,5 млрд кВт/ч электроэнергии. Реализация всего проекта предполагается в 3 этапа с общим объемом экспорта порядка 60 млрд кВт/ч в год. Следует отметить, что стороны договорились о финансировании разработки ТЭО 2-го и 3-го этапов проекта на паритетной основе.
В соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики в структуре топлива на ТЭС в Дальневосточном федеральном округе попрежнему доминирующую роль будет играть уголь. В части угольной отрасли Энергетическая стратегия России до 2020 года связывает наращивание добычи, прежде всего, с Кузнецким и Канско-Ачинским бассейнами, но при этом отмечает значимость месторождений Читинской области и Дальнего Востока в отношении бурых углей. Следует также отметить указанный в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» проект «Комплексное развитие Южной Якутии» с созданием новых производств, таких как угольное (на базе Нерюнгринского, Денисовского, Чульмаканского угольных комплексов), атомное (Эльконский уранодобывающий и перерабатывающий комбинат) и ряда других.
В части развития угольной транспортной инфраструктуры планируется строительство двух специализированных угольных терминалов мощностью до 10 и до 12 млн т в бухте Мучке порта Ванино. Атомная энергетика в восточном регионе в силу его в целом высокой обеспеченности электроэнергией призвана решать локальные задачи, такие, как например энергообеспечение Чукотки (Билибинская АЭС). В этой связи следует отметить проекты сооружения Приморской и Дальневосточной АЭС, а также еще одной АЭС (точнее плавучей атомной ТЭС) на Чукотке в г. Певек.
В результате проведенного исследования было выявлено, что развитие экономики Дальнего Востока во многом зависит от внешнеторговых отношений региона со странами АТР. Это объясняется тем, что государство в настоящее время не может выполнять обязательства по финансированию региона в полном объеме. Поэтому развитие внешней торговли, и в частности экспорта, имеет для Дальнего Востока существенное значение, помогая преодолевать трудности, возникающие в социально-экономической сфере.
Развитие внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР во многом обусловлено отдаленностью его от центра страны, чему в большой степени способствуют выгодное географическое положение и обеспеченность природными ресурсами. В последнее время дополнительным фактором, влияющим на динамичное развитие внешнеторговых отношений между Дальневосточным регионом и АТР, является новая внешнеэкономическая политика России, направленная на расширение экономических связей со странами этого региона с целью интеграции национальной экономики в экономическую систему АТР.
Анализ динамики внешнеторговых отношений Дальнего Востока со странами АТР показал, что существует тенденция к росту объемов внешней торговли между регионами. Ведущими торговыми партнерами Дальнего Востока в АТР на протяжении долгих лет были Китай, Республика Корея, Япония и США. Со второй половины 90-х в четверку ведущих партнеров вошел Сингапур, отодвинув США на пятое место. Динамика внешней торговли за последние годы показывает, что доля экспорта в товарообороте растет, а импорта снижается. В месте с тем, в товарной структуре экспорта, несмотря на сохранение его сырьевой направленности, происходит увеличение доли машин, оборудования, различных приборов. В структуре импорта также происходят сдвиги в сторону уменьшения доли продовольственных товаров.
Несмотря на то, что взаимодействие Дальнего Востока со странами АТР растет, темпы роста межрегиональной торговли снижаются. Во многом это обусловлено наличием широкого спектра проблем, которые требуют незамедлительного решения. В связи с этим необходимо искать новые пути сотрудничества, предпринимать меры по совершенствованию внешнеторговой политики на Дальнем Востоке. Одной из основных причин замедления темпов роста внешнеторгового оборота между АТР и Дальним Востоком является преобладание в экспорте Дальнего Востока сырьевой продукции. Поэтому для придания динамичности дальнейшему развитию внешней торговли региона необходимо наращивать в экспорте долю готовой продукции с высокой степенью переработки. В связи с этим планируется модернизация многих предприятий, создание новых производств экспортной направленности, разработаны некоторые проекты, способствующие увеличению экспортного потенциала Дальнего Востока. Так как государство не в силах обеспечить регион достаточными финансовыми ресурсами, очень благоприятным и перспективным для Дальнего Востока видится участие России в интеграционных объединениях стран АТР, например в АТЭС. Некоторые страны-участницы АТЭС обладают значительными возможностями для вкладывания инвестиций в экономику других стран, и в том числе российского Дальнего Востока.
Таким образом, реализация проектов торгово-экономического сотрудничества между Дальним Востоком и АТР приведет к созданию прочной экспортоориентированной базы, привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и новейших технологий. В совокупности с реализацией Президентской программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г., это будет способствовать увеличению поступлений в бюджет, созданию благоприятных условий для развития экономики Дальнего Востока, и в конечном итоге, повышению уровня жизни населения.