Смекни!
smekni.com

Производство экономических благ (стр. 5 из 14)

Действительно, каждая точка на этой кривой (см., напри­мер, точки «С» и «Д») показывает, какой максимум товара А и какой максимум товара В может быть одновременно произве­ден при выборе той или иной точки. Поскольку модель пред­ставляет полное использование ресурсов, прирост А может идти только за счет уменьшения В (и наоборот). Следовательно, выбор оптимального решения ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек данной кривой (при про­чих равных условиях).

Благодаря графику производственных возможностей уда­лось выделить совокупность всех «точек» (решений), в пределах которых следует искать оптимальный вариант. Какая именно точка на кривой производственных возможностей будет при­знана оптимальной, зависит от множества конкретных обстоя­тельств, однако в данном случае важно то, что определена об­ласть поиска оптимума.

2.3. Анализ графика производственных возможностей

Итак, каждая точка на кривой производственных возмож­ностей есть жестко заданное количественное соотношение товаров А и В. Следовательно, перед нами каждый раз соот­ношение величин, находящихся в обратном отношении друг к другу: чем больше будет произведено товара А, тем меньше будет произведено товара В (и наоборот). Это значит, что кри­вая производственных возможностей характеризует от­рицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства (при условии пол­ного использования ограниченного объема производственных ресурсов).

Сравним еще раз точки С и Д. Выбор той или иной точки будет означать, чему мы решили отдать предпочтение — про­изводству товара А либо производству товара В. В самом деле, если мы находимся в точке С и решили перейти к точке Д, то это свидетельствует об увеличении производства товара В и потере товара А. График производственных возможностей по­тому-то и показывает максимальное (эффективное) использо­вание ресурсов, что увеличение производства товара В невоз­можно без уменьшения производства товара А (и наоборот). Иначе говоря, полное использование ресурсов — это ситуация, когда рост одного результата может идти только за счет умень­шения другого результата. А это превращает теряемую вели­чину «другого результата» в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая производственных возмож­ностей интересна тем, что она наглядно показывает эту обяза­тельную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила в экономической теории название «альтернативная цена».

Уяснение альтернативной цены позволяет нам понять спе­цифику самой формы кривой производственных возможностей. Как видно из графика, она имеет выпуклый вид, «загибаясь» к краям.

Такая форма не случайна. Дело в том, что на практике от­дельные элементы применяемых ограниченных ресурсов бо­лее эффективны при производстве товара А, другие — при про­изводстве товара В. Это означает, что для увеличения произ­водства товара А мы вынуждены применять те элементы ре­сурсов, которые были бы более эффективны при производстве товара В. Следовательно, для производства каждой дополни­тельной единицы товара А нам приходится расходовать все большее количество ресурсов, из которых могло бы быть про­изведено гораздо большее количество товара В. В результате альтернативная цена возрастает в «геометрической» прогрессии.

Именно это и показывает форма кривой производственных возможностей. Присмотритесь: чем ближе к «краям» производ­ственных возможностей, тем выше становится альтернативная цена, которая при приближении к максимуму становится непо­мерной. Таким образом, вместо максимума результата на ми­нимум затрат получается минимум результата на максимум затрат. А это падение эффективности производства.

Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики ограничен­ных ресурсов: по мере максимизации производства опреде­ленного продукта эффективность использования ресурсов па­дает,

Но это — закон, действующий в пределах ограниченного производственного времени, — экономический, социальный и технический прогресс выводит производство на новые возмож­ности, и закон обретает новые временные рамки своего дейст­вия. «Дискретный» характер закона убывающей эффективнос­ти производства отражен в самом его названии, ибо он извес­тен как «закон относительно убывающей эффективности».

Из формы кривой производственных возможностей следу­ет, что драма любого производителя, добившегося полного использования производственных ресурсов, в том, что он обречен, метаться в замкнутом круге выбора из растущих альтерна­тивных цен.

Продолжим наш анализ. Пространство рассматриваемого графика «заселено» еще множеством точек, часть из которых находится «внутри», а часть — «вне» кривой производственных возможностей.

Если мы возьмем точку, находящуюся внутри области про­изводственных возможностей (например, точку Е), то она так­же характеризует определенное количественное соотношение товаров А и В. Но поскольку точка Е не достигает кривой про­изводственных возможностей, то она, согласно условиям на­шего графика, есть результат неполного, неэффективного ис­пользования имеющихся производственных ресурсов. Выбор данной точки означал бы ориентацию на заведомо неэффек­тивное производство, на неполное использование имеющихся ресурсов. Поэтому ориентация на такую точку может быть толь­ко вынужденной, в силу каких-либо экономических или вне­экономических обстоятельств (падение спроса, высокие нало­ги, переход к производству новой продукции и т. д.).

В реальности экономика любой страны пребывает на под­ступах к границе производственных возможностей. Тому есть две группы причин: «субъективные» и «объективные».

К субъективным относятся стихийные, непредвиденные помехи, препятствующие полному использованию производ­ственных ресурсов — природные (например, наводнения и за­суха), социальные (политические конфликты), рыночные (не­ожиданное изменение спроса).

Объективная же причина состоит в том, что рыночная эко­номика предполагает наличие резерва производственных ресур­сов. Без такого резерва она не может оперативно откликаться на изменение рыночной конъюнктуры. Другими словами, дол­жен быть запас сырья, оборудования, финансов и труда (по­следнее означает, что рыночной экономике присуща опре­деленная степень безработицы).

Обратимся теперь к точкам, лежащим вне границы произ­водственных возможностей (например, точка F). Граница про­изводственных возможностей называется так именно пото­му, что она показывает предел, максимум возможного объема производства при полном использовании данной величины производственных ресурсов и при данной технологии их ис­пользования. При таких условиях точка F недостижима: ведь для графика она означает «сверхполное» использование ресур­сов. Но из этого не следует, что точки вне кривой производ­ственных возможностей должны быть лишены нашего внима­ния.

Дело в том, что производственные возможности общества постоянно растут благодаря техническому, экономическому и социальному прогрессу, а это постоянно раздвигает границы производственных возможностей. На практике рост производ­ства достигается двумя способами: либо экстенсивно (за счет простого количественного прироста уже имеющихся производ­ственных факторов), либо интенсивно (за счет внедрения но­вой технологии). В любом случае граница производственных возможностей раздвигается (перемещаясь на графике вправо).

Но равномерное перемещение границы есть следствие рав­номерного прироста всех ресурсов. В реальности же наращива­ние различных элементов производственных ресурсов происходит неравномерно, в связи, с чем изменение кривой произ­водственных возможностей приобретает асимметричный вид. Таким образом, анализ точек вне кривой производствен­ных возможностей есть прогнозирование прогрессивной дина­мики производства.

2.4. Проблемы альтернативных и предельных затрат

Когда экономика находится на границе производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между макси­мальными объемами производства товаров А и В.

Однако чаще производитель пребывает в точке Е, когда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения со­пряженных результатов (и товара А, и товара В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производствен­ных возможностей, с ростом одного продукта за счет абсолют­ной потери другого.

Действительно, на границе производственных возможнос­тей выбор регулируется только допустимой величиной «аль­тернативной цены». Внутри же сферы производственных воз­можностей (точка Е) возникает иная ситуация:

а) имеется резерв ресурсов для расширения производства;

б) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяя одновременно наращивать производство и товара А, и товара В.

Это осложняет выбор оптимального решения, однако каж­дый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла о неизбежной поте­ре части какого-либо результата, то теперь — о потере, кото­рой могло не быть! Количество товаров, которое приходится терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической, теории получило название «альтернативная затрата».

Таким образом, в условиях неполного применения ресур­сов максимизация возможна в любом направлении, в том чис­ле и одновременного увеличения обоих результатов'. И тем не менее уже выбранное направление делает невозможными дру­гие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несо­стоявшаяся возможность, а с ней — и упущенная выгода, — постоянно «кровоточит» в сердце производителя, заставляя его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернатив­ных затрат.