Иными словами, объект правоотношения - это то реальное благо, на использование и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами правоотношений могут быть блага самого различного характера - от материальных до духовных.
Таким образом, в зависимости от характера и видов правоотношений различают объекты правоотношений:
1. Предметы материального мира (материальные блага - это, прежде всего конкретные предметы, представляющие ценность для субъектов правоотношения): вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи - предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним относятся средства производства, предметы потребления. Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование - это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира.
2. Ценные бумаги, официальные документы (деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат)). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.
3. Личные неимущественные блага - жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образование. Между гражданином, который приобрел путевку в санаторий, и администрацией санатория возникает правоотношение, его объект - здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п. Человек не может быть объектом правоотношения.
4. Результаты действий участников правоотношений - выполнение работы, обусловленной договором или контрактом, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строительство, исполнение песни на праздничном концерте и др.
5. Продукты духовного и интеллектуального творчества - произведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом. По поводу них возникают правоотношения у субъектов права - граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный.
Вопрос об объекте правоотношений юридической наукой рассматривался неоднозначно. Довольно широкое распространение имела и имеет трактовка объекта как совокупности разнообразных материальных и нематериальных благ, которые находятся в сфере интересов участников правоотношений.
При таком подходе объект правоотношения находится за пределами юридического содержания правоотношения, то есть вне субъективных прав и обязанностей. Это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Дооктябрьская юридическая наука объекты правоотношения (права) подразделяла на “вещи и действия”.
В юридической литературе высказывалось мнение, что в отдельных случаях объектом правоотношения может выступать личность человека. В качестве примера приводят брак, когда взаимный интерес супругов состоит не только в определенном поведении друг друга, но ив личных качествах. При этом важно, чтобы “господство одного лица” не исключало личной свободы другого”. Признавалось также право на собственную личность.
Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая Согласно первой из них объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.
Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.
Как уже было отмечено, наличие у сторон правоотношения субъективных прав и обязанностей, направленных на достижение определенных благ, отнюдь не означает еще их фактического приобретения. Достижение и использование соответствующих благ, возможно, лишь путем реального поведения субъектов правоотношения, соответствующего их субъективным правам и обязанностям. Однако субъективные права и обязанности сторон далеко не всегда реализуются в их деяниях, а нередко их фактическое поведение не соответствует или даже противоречит имеющимся субъективным правам и обязанностям [3. с. 61].
Это обстоятельство имеет принципиальное значение для решения существующей в теории правоотношения проблемы его содержания. В юридической литературе в качестве содержания правоотношения нередко называются субъективные права и обязанности его участников. Однако рядом ученых отмечается, что сводить содержание правоотношения только к субъективным правам и обязанностям нельзя, поскольку такого рода содержание представляло бы собой своеобразный синтез фактического (общественное отношение) и юридического (норма права). Вследствие этого предлагается различать юридическое и фактическое содержание правоотношения. Под юридическим содержанием понимаются возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действий обязанного лица, т.е. субъективные права и обязанности. В качестве фактического содержания рассматриваются сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон.
Нетрудно заметить, что в результате такой конструкции у правоотношения обнаруживается сразу два содержания, но даже не предполагается наличие формы. А ведь содержание вне формы невозможно, впрочем, как и форма невозможна без содержания. К сожалению, отдельные авторы в этом отношении идут еще дальше и в качестве единого содержания правоотношения рассматривают права, обязанности его участников и реальные действия по их осуществлению. Так единым понятием охватываются совершенно различные явления, играющие в структуре правоотношения особые роли.
Анализ структурных элементов правоотношения позволяет прийти к выводу, что при определении его содержания следует руководствоваться не формальными, а реальными критериями. Субъективные права и обязанности лишь предполагают возможность или необходимость определенного поведения. Они представляют собой юридическую форму правоотношения, которая должна быть наполнена реальным содержанием. Таким реальным содержанием может быть только фактическое взаимодействие, взаимообусловленное поведение участников правоотношений, то есть их деятельность, осуществляемая в соответствии с имеющимися у них взаимными субъективными правами и обязанностями.
Если исходить из того, что субъективные права и обязанности составляют юридическую форму правоотношения, то есть его внешнее выражение, а реальное поведение сторон - его содержание, то становятся понятными и объяснимыми возможные противоречия между субъективными правами и обязанностями участников правоотношения и их фактическим поведением, как это бывает между формой и содержанием любого явления. Как справедливо замечает Р.О. Халфина, “абстрактная модель правоотношения, предусмотренная нормой объективного права может совпадать с реальным взаимодействием, но может и не совпадать, так как норма права, закрепляя модель правового отношения, воплощает лишь основные, типичные его черты. Реальное отношение гораздо богаче модели”.
Ю.И. Гревцов, исходя из понимания формы и содержания правоотношения, разделяет и его структуру, выделяя формальную и функциональную структуры правоотношения. Так, формальная структура, на его взгляд, - это “способ (порядок) связи между элементами, составляющими форму правового отношения, то есть между субъективным правом и юридической обязанностью. Анализу такой структуры может содействовать различение внутренней и внешней формы юридического отношения. Функциональная структура - это как бы результат динамики, реализации правового отношения, его диалектического развития, в процессе которого взаимодействующие субъекты используют правомочия, предусмотренные общей нормой объективного права. Основные связи здесь - это связи, возникающие между реально взаимодействующими субъектами правового отношения, обладающими необходимыми юридическими качествами и реализующими определенные цели посредством использования полномочий и исполнения юридических обязанностей”. В самом деле, именно при таком решении проблемы становится понятным, почему могут быть фиктивные правоотношения (фиктивные браки, договоры дарения, купли-продажи и т.п.). Именно при такой оценке соотношения содержания и формы правоотношения возможно теоретическое обоснование борьбы с фиктивными сделками, причиняющими существенный вред обществу и серьезно компрометирующими проведение рыночных реформ.
Таким образом, структура правоотношений состоит из следующих элементов: - субъекты правоотношений; - правосубъективность; - объекты правоотношений; - фактическое (реальное) правомерное поведение сторон правоотношений.
Субъектами правоотношений являются:
- индивидуальные субъекты (физические лица): граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны; иностранные граждане; лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды);
- коллективные субъекты (юридические лица):государственные органы, организации, учреждения, предприятия; органы местного самоуправления; коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п. - отечественные, иностранные, международные); общественные объединения (партии, профсоюзные организации и т.п.); религиозные организации;