Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок [см. табл. 3, приложение А]. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.
Однако говоря об особенностях проявления монополизма в Республике Беларусь, следует отметить, что речь не идёт о классических монополиях.
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия [5, c.180].
В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства (для оценки используются коэффициент концентрации CR3 и индекс Херфиндаля-Хиршмана)[5, c.171]:
1) Нормальная концентрация, или неконцентрированный рынок:
CR3<45%; ИХХ<1000
2) Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный рынок:
45%<CR3<70%; ИХХ<1000
3) Высокая степень концентрации, или слабая конкурентная среда:
CR3>70%; ИХХ>1800
В республике доминирует высокий уровень концентрации производства – CR3>70%.
Согласно нормативным документам антимонопольных органов Беларуси, в экономике республики выделяют следующие «рыночные модели»[5, c.171-172]:
1) деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров лёгкой промышленности, банковских и страховых услуг);
2) олигополии, представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.);
3) локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдельных населённых пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.).
Необходимо также отметить, что экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, некоторые государственные органы часто поддерживают монополистов. Им легче договориться с монопольными производителями (особенно если они имеют государственную форму собственности), чем с монопольными негосударственными предприятиями, действующими на более конкурентных основах. Их проще склонить к продаже части своей продукции «по социально низким ценам» в обмен на государственные дотации или же на разрешение устанавливать монопольно высокие цены на товары, не относящиеся к социально необходимым.
Повышение степени монополизации экономики позволяет государству перераспределить доходы одних субъектов хозяйствования в пользу других с использованием так называемой ценовой дискриминации путём назначения разных цен на один и тот же товар разным покупателям. Кстати, ценовая дискриминация антимонопольным законодательством во многих развитых странах запрещена, а в Беларуси она поощряется.
Кроме этого, местные монополисты, как правило, заинтересованы в завышении курса белорусского рубля по отношению к твёрдым валютам. И для достижения своих целей они часто используют методы экономического и социально-политического шантажа.
Экономический шантаж – это требование предоставить те или иные преференции. В противном случае руководители предприятий не смогут платить налоги в обычном размере. Например, в 1998 году светлогорское объединение «Химволокно», гродненское ПО «Азот», ПО «Беларуськалий» и ряд других были освобождены от обязательной продажи государству 40% валютной выручки по заниженному курсу. При этом умалчивалось, что в случае допуска на рынок конкурентов недобранные с этих хозяйствующих субъектов отчисления были бы получены с предприятий-конкурентов. В то же время предпринимательские структуры из-за таких платежей теряли до 30% своих доходов.
Примером социально-политического шантажа можно считать угрозу массовых увольнений в случае, если органами государственной власти не будут приняты к исполнению требования коллектива.
Таким образом, крупнейшие предприятия сейчас имеют достаточно эффективные способы воздействия на правительство для получения дешёвых кредитов, налоговых льгот, ограничения доступа в страну иностранных конкурентов.
Как результат, высокая степень монополизации экономики препятствует возможности объективной оценки эффективности хозяйствования предприятий и страны в целом. В итоге отечественные товары становятся менее конкурентоспособными, а размер валютных поступлений ниже.
Для регулирования деятельности монопольных организаций был принят ряд мер, направленных на демонополизацию экономики. К слову, понятие «демонополизация» в западной литературе почти не используются (применяется антимонопольное или антитрестовское регулирование). У нас оно вошло в оборот после 1990 г. И трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе [11, c.55].
Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции [10, c. 109].
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе.
Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.
В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке определённого товара, если:
1) его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии);
2) если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 года. Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.
Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена:
1) на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
2) на устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации;
3) на ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений;
4) на установление порядков, исключающих монополизацию рынка;
5) на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.
Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке [12, c.38].