Смекни!
smekni.com

Государство и его функции (стр. 2 из 7)

6. Теория разделения властей: история и современность

Теория разделения властей призвана обосновать такое устройство государства, которое бы исключало возможность узурпации власти отдельными лицами или организациями. Основоположники теория разделения властей - английский философ Джон Локк (1632 – 1704) и французский просветитель, юрист Шарль Монтескье (1689 – 1755). Впервые получила закрепление в Конституции США 1787 года. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как идеологическая база для борьбы против всех форм диктатуры.

Теория разделения властей предполагает реальное функционирование трех равных, независимых, сдерживающих друг друга властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Основные положения теории разделения властей: 1)все ветви власти равноправны и самостоятельны в пределах своих полномочий; 2)ни одна власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти; 3)судебная власть должна действовать независимо от политического влияния. Законодательная власть (парламент) – устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. Законодательная власть периодически обновляется в ходе выборов и в наибольшей степени выражает волю и интересы народа (политических партий). Исполнительная власть (правительство) – Деятельность исполнительных органов власти осуществляется в рамках закона. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством ее отчетности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть (суд) – Охраняет правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Судебная власть выступает сдерживающим фактором для законодательной и исполнительной власти, обеспечивая соблюдение законодательства. Принцип разделения властей закреплен в конституциях всех современных государств, в том числе в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Однако в практической деятельности он реализуется не всегда последовательно.

7. Понятие, сущность и социальное предназначение права

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного поведения. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при участии сознания и воли лиц, которые реализуют нормы права.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений и достижении на нормативной основе стабильной организованности общества. Признаки права: 1)нормативность 2)общеобязательность 3)формальная определенность 4)системность 5)особый порядок принятия 6)обеспечение мерами государственного принуждения. В теории права выделяется объективное и субъективное право.

Объективное право (или собственно право) – это законодательство, правовые обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры. Право объективно в том смысле, что не зависит от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право – это конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что принадлежат конкретным субъектам (гражданам, должностным лицам, юридическим лицам).

Назначение права состоит в том, чтобы быть государственным регулятором общественных отношений. Право, будучи нормативным выражением гос. воли, регулирует общественные отношения. Кроме того, право выступает в качестве общеобязательного критерия правомерного и неправомерного поведения.

8. Нормативистская школа права: представители и основные положения

Нормативизм своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XV – XVII вв., называемой позитивизмом. В рамках этой школы изучались нормы римского права, которые были оторваны от реалий современной жизни. Во второй половине XIX века юридический позитивизм был модифицирован в нормативистское учение. Основоположником нормативистской теории права считается австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Его самая известная работа – «Чистая теория права». Исходил из постулата: закон суров,но он закон. Под чистой теорией права ученый подразумевал право, из которого устранены все элементы, не свойственные юридической науке. Вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. каждая норма выводится из предыдущей, а на «вершине правовой пирамиды» находится основная (конституционная) норма. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, акты органов управления, которые тоже включались в понятие права и тоже должны соответствовать основной (конституционной) норме. По Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Тем самым, сила права зависит от логичности и стройности системы правовых норм. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими факторами. Заслуга- впервые построил пирамиду, в кот. К пронизывает все право.

Нормативистская теория права получила широкое распространение в европейских странах. Последователями Ганса Кельзена стали Х.Харт, Д.Бентам, Д.Остин. Достоинством нормативистской теории права следует признать строгую соподчиненность правовых норм по их юридической силе, что содействовало осуществлению контроля за их конституционностью и укреплению законности.

Слабой стороной данной теории является то, что она излишне формализована и оторвана от внешних факторов, определяющих содержание права.

9. Социологическая школа права: представители и основные положения

Социологическая теория права сформировалась в начале XX века. В этот период социология превратилась в самостоятельную науку. Распространение социологических методов познания на юридические отношения привело к появлению социологической юриспруденции. Возникновение социологии права связывают с именами французского философа Эмиля Дюркгейма (1856 – 1917), австрийского социолога Евгения Эрлиха (1862 – 1922), немецкого философа и историка Макса Вебера (1864 – 1920). Э.Дюркгейм считается основателем французской социологической школы. Е.Эрлих издал книгу «Основание социологии права», в которой утверждал, что центр тяжести развития права находится не в законодательстве, а в самом обществе. Он занимался анализом судебной практики, которую называл живым правом. Макс Вебер, профессор Гайдельбергского и Мюнхенского университетов выступал за рационализацию права. Значительную роль в развитии социологического направления сыграл американский юрист Реско Паунд (1870 – 1964). Долгие годы он был деканом Гарвардской школы права, где отстаивал свой взгляд на право и имел много сторонников. Он утверждал, что право – это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.

Представители данной школы права отдавали приоритет «праву в действии», т.е. установившемуся в обществе правовому порядку. «Под правом, - говорил американский правовед Оливер Хомлс (1841 – 1935), - мы понимаем не что иное, как предвидение того, что сделает суд». Сторонники социологического направления критиковали нормативистский подход к праву, который называли «юриспруденцией понятий». Они развивали теорию «живого права», согласно которой под правом понимались юридические действия, юридическая (судебная) практика, реальное теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовой действительности. Слабая сторона данной теории состоит в том, что возникает опасность размывания понятия права, появляются предпосылки для произвола судебных и административных органов.

10. Естественно-правовая школа права: представители и основные положения

Теория естественного права оформилась в 17-18 вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодального сословного права. Основателем теории считается Гуго Гроций (1583-1645). Его идеи получили развитие в трудах французских просветителей Шарля Монтесье и Жан-Жака Руссо. В 20-м веке произошло возрождение теории естественного права. Немецким теоретиком права Рудольфом Штаммлером (1856-1938) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием».

Теория естественного права исходит из того, что у человека имеются естественные, неотчуждаемые права, обусловленные самой человеческой природой (право на жизнь, свободу, право на защиту от обвинений и т.д.). Они действуют независимо от норм позитивного (писаного) права. В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Право имеет первичный характер, так как законы могут противоречить естественным правам человека. В то же время право отождествлялось с нормами морали, которые в большей степени соответствовали человеческой природе, чем законы. Теория естественного права развивалась по двум направлениям: неотомистская теория и «светская» доктрина. В соответствии с первым подходом неотъемлемыми правами и свободами человек наделен от природы или от Бога (сторонники – Ж.Моритен, И.Месснер). «Светская» доктрина базируется на принципе справедливости и настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права). Современное понимание естественного права значительно отличается от предыдущих его трактовок. Само естественное право не представляется более как совокупность неизменных правовых принципов. Достоинством этой теории следует признать приоритет нравственных ценностей по сравнению с правом. Законы должны соответствовать постоянно расширяющимся правам человека, в противном случае они признаются не правовыми и не должны применяться. Слабая сторона теории состоит в субъективном восприятии права. У каждого человека свое представление о справедливости.