План:
Государство и право Византии
Правовое положение населения Византии
Центральные органы власти и управления. Царская власть.
Органы центрального управления
Местное управление
Право. Источники права.
Гражданское право. Право собственности
Обязательно право
Брачное и семейное право
Наследственное право
Уголовное право
Процесс
Государство и право Византии
Как известно Римская империя по завещанию императора Феодосия I разделилась в 395 г. на два самостоятельны государства — Западную Римскую империю и Восточную со столицей Константинополь. Тогда как Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., Восточная Римская империя, или Византия, существовала еще почти целое тысячелетие.
Большая устойчивость Византии обусловливалась рядом особенностей в экономическом, политическом и историческом ее развитии по сравнению с Западной Римской империей. В состав Византии входили такие экономически развитые страны, как Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров. Эти страны вели оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства чувствовался здесь в меньшей степени, чем в Западной Римской империи, ибо значительная часть населения находилась в свободном состоянии. Большое место в сельском хозяйстве занимали не крупные рабовладельческие латифундии, а мелкие крестьянские хозяйства. В ремесленном производстве основную роль играли не рабы, а свободные люди.
Располагая огромными материальными ресурсами, Восточная Римская империя имела сильную армию, флот и крепкий государственный аппарат, что позволяло ей отражать удары германских племен и подавлять восстания недовольных народных масс.
Наибольшего могущества Византия достигла в правление императора Юстиниана I (527 — 565), при котором были завоеваны некоторые территории Западной Римской империи, захваченные так называемыми варварами. Была завоевана Северная Африка (Вандальское королевство), Италия (Остготское королевство) и южная часть Испании, входившая в состав Вестготского королевства. Власть Византии была распространена на Крым и частично на Закавказье. На Балканском полуострове Юстиниан построил ряд укреплений для отражения натиска со стороны северных соседей — славян. Таким образом, Юстиниану удалось восстановить большую часть территории Римской империи.
В начальный период его правления была осуществлена кодификация римского права. После смерти Юстиниана Византийская империя вступила в длительный кризис, из которого она вышла лишь в начале VIII в. В результате страны, завоеванные при Юстиниане, были потеряны. В 568 г. лангобарды захватили северную и среднюю Италию. В VI в. славяне стали проникать на территорию Византии. В конце VII в. арабы, покорив Иран, захватили Египет, Сирию, Палестину и часть Малой Азии. В начале VIII в. почти вся Северная Африка была также захвачена арабами.
Таким образом, власть Византии сохранилась лишь в части Малой Азии и Балканского полуострова. Торговые связи с Востоком в этот период были подорваны.
Массовое продвижение славян на Балканский полуостров в VI и первой половине VII в. оказало огромное влияние на социально-экономический строй Византии.
Славяне расселялись сельскими территориальными общинами, что способствовало широкому распространению в империи общины и общинного землевладения. Славянская колонизация сыграла крупную роль в развитии феодальных отношений в Византии, в усилении ее обороноспособности.
В начале VIII в. Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего ее кризиса. В борьбе с трудностями императоры Исаврийской династии (717 — 802), основателем которой был Лев III, провели ряд реформ. Главная цель реформ — изыскать средства, необходимые для содержания армии и совершенствования государственного управления.
Эта проблема была решена путем так называемого иконоборчества, которое с 726 г. стало официальной государственной политикой правительства. С этим была связана цель ликвидации монастырского землевладения, составлявшего половину всего лучшего земельного фонда страны, на который распространялись многочисленные монастырские привилегии, приносящие духовным феодалам колоссальные доходы.
Императоры — иконоборцы издают законы против почитания икон, расценивая это почитание как идолопоклонство.
Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против городской церкви с ее пышным культом, бесчисленным городским духовенством и его античными традициями жизни.
В ходе иконоборческого движения ликвидировались монастыри, конфисковывались их земли, а самих монахов под угрозой сурового наказания власти обязывали вступать в брак. В целях обеспечения регулярного поступления в казну дополнительных налогов и усиления армии императоры Исаврийской династии наделяли крестьян землей, отобранной у монастырей. Эта земля не могла отчуждаться, она как бы носила характер общинного землевладения; община отвечала перед государством за уплату налогов.
Не менее важным было также наделение феодалов землей на условиях несения ими военной службы. Наконец императоры-иконоборцы наделили землей военных поселенцев (стратиотов), проживавших в приграничных районах. Эти меры укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, что позволило снова распространить власть на Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.
Благодаря полученным средствам от иконоборческой политике Лев III смог создать армию, которая могла противостоять арабской коннице. В результате в 740 г. арабы были разгромлены в битве при Акроине (Малая Азия).
Когда в начале IX в. арабская опасность ослабла, процесс феодализации усилился, в результате чего положение крестьян стало резко ухудшаться. Феодалы захватывали общинные земли и превращали крестьян в крепостных. В результате в 820 г. произошло массовое выступление византийского крестьянства под предводительством Фомы Славянина. Восстание показало силу народного недовольства. Но одновременно оно ускорило и усилило консолидацию класса феодалов. Даже непримиримый иконопочитатель Федор Студит писал: “Теперь не время возобновлять прошлые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия”.
Иконоборческие и иконопочитательские партии, напуганные подъемом народного движения, вскоре после подавления восстания примирились. Восстановление иконопочитания стало одним из крупнейших праздников православной церкви. Тем самым господствующий класс оформил свое социальное единство духовным и организационным единством церкви.
Во второй половине IX в. и особенно в X в. Византийская империя достигла нового подъема. В этот период могущественный Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств, и Византия, воспользовавшись этим обстоятельством восстановила свою территорию почти до пределов ранней Византийской империи. В начале XI в. была завоевана Болгария.
В истории страны это почти двухсотлетняя эпоха правления императоров Македонской династии (867 — 1056), когда оформились основы социальной организации и централизованной раннесредневековой государственности.
На почве оживления торговых отношений, принятия русскими в 988 г. христианства от греков и совместной борьбы с общими врагами (печенегами, хазарами, половцами) во второй половине X века укрепились связи Киевской Руси и Византии. На Руси распространилась славянская письменность, из Византии ввозились богословские книги, предметы культа, византийские зодчие работали в Киеве и других русских городах.
В процессе феодализации Византии свободное крестьянство стремительно сокращалось. Начало массового обеднения свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в. и было связано с ростом податного гнета и повинностей.
В XI — XII вв. число свободных крестьян-общинников стало уже совершенно —незначительным. Крепостной крестьянин (парик), сидящий на земле феодала и платящий ему оброк, стал наиболее часто встречающейся фигурой в византийской деревне. При этом неуклонно росло крупное феодальное землевладение. Закрепощение было завершено при династии Комненов. Налоговое бремя, ложившееся на крестьян, все более возрастало, что вело к их обнищанию. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии рынка. Его развитие во второй половине XII в. начинает замедляться в связи со снижением покупательной способности крестьян. В последней четверти XII в. усиливается процесс пауперизации и люмпен-пролетаризации части городского населения, что особенно остро проявлялось в Константинополе.
В империи появились мощные тенденции к феодальной децентрализации страны. Растущая изоляция и слабость Константинополя были во многом учтены крестоносцами и венецианцами, видевшими реальную возможность превратить столицу в центр своего господства в Восточном Средиземноморье.
В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал Европу к очередному крестовому походу, который оказался весьма своеобразным. На этот раз крестоносцы направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. В этом значительную роль сыграла Венеция, торговавшая выгодно с Египтом, который находился во владениях турецкого султана (куда кстати и предполагалось идти крестоносцами) Венеция была заинтересована в ослаблении Византии.
Воспользовавшись междоусобной борьбой в новой династии Ангелов, крестоносцы захватили в 1204 г. Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова государство под названием Латинской империи.
“Латинские”, т. е. западноевропейские феодалы беспощадно грабили местное византийское население. Византийская империя распалась на ряд государств: греческое Эпирское царство на Западе, Никейская империя в Малой Азии и др. Никейская империя стала центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи, которая распалась на фактически самостоятельные области — венецианские владения, Фессалоникское королевство, Афинское герцогство, княжество Ахейское.