Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являются «честной» торговлей, полезной для общества. К такой торговле он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если она обеспечивает семье купца принятый обычаями уровень потребления.
В середине XIII в. взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Форма Аквинский также клеймил ростовщичество как греховный промысел. Но, отдавая дань времени, он уже допускал исключения. Изощряясь в словесной эквилибристике, он находит целый ряд случаев, когда получение процента становится допустимым. Так, с его точки зрения, взимание процента допустимо в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли; нельзя также возбранять кредитору получать от должника «бескорыстные подарки»; имеются у Фомы Аквинского и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением ссуды.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.
Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.
Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.
Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а одежда - есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности не дано природой, но человеческим разумом.
Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.
Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.
Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов".
Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).
Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:
когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;
кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";
лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;
неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;
Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.