Смекни!
smekni.com

Религиозный аспект в арабо-израильском конфликте (стр. 2 из 5)

В 1922 году Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину, выделившуюся в качестве отдельной территории при разделе Турецкой империи, и через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между местными мусульманами и иудаистами.[7] Этот конфликт возник из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу (мусульманский религиозный совет) пристроить к Стене плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 года арабы потребовали, чтобы вся Стена плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда.

23 августа большая толпа арабов явилась к Стене плача и разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась вооруженная милиция и вступила с арабами в перестрелку, во время которой было убито и ранено более 100 человек. В ответ на это были созданы мусульманские комитеты для защиты «бурак» (так называется арабами Стена плача) от захвата. Арабско-мусульманские комитеты развернули широкую панисламистскую кампанию, призывая к священной войне в защиту Стены, которая тогда являлась вакуфом —священной собственностью мусульманской общины. В свою очередь евреи предъявили свои требования — плакать и молиться у этой стены в Иерусалиме.

Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены плача и проходившие под антиарабскими лозунгами. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены плача. Во главе мусульман встал иерусалимский муфтий Хадж аль-Хуссейни — религиозный глава и председатель Высшего мусульманского Совета.

Летом 1929 года постепенно события начали выходить за рамки арабо-еврейского конфликта, выливаясь в общенациональное движение, направленное против британского присутствия в Палестине. Борьба палестинского народа нашла отклик и сочувствие во многих арабских странах. Тысячи феллахов и бедуинов из Трансиордании, Сирии, Синая направлялись на помощь палестинцам. «Мы живем как на вулкане, писал в те дни корреспондент лондонской газеты «Дейли-Ньюс», — теперь арабы опираются на помощь единоверцев Сирии, Египта, аравийских государств и Индии».[8]

Наличие беспорядков в стране в виде религиозных столкновений послужило предлогом для переброски английских войск в Палестину, и к началу 1929 года английским войскам удалось подавить восстание.

Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 года резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность в глазах сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Этому вопросу был посвящен особый раздел резолюции (параграф 13-Святые места), где говорилось следующее:

а) уже существующие права в отношении Святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;

б) свободный доступ к Святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;

в) Святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат хранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.[9]

Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Войска 7 арабских стран — Трансиордании, Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и Йемена, 15 мая 1948 года вступили на территорию Палестины. В результате арабо-израильской войны (1948-1949 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая «Старый город» с его святынями — в состав Иордании.

Во время «битвы за Иерусалим» — военных действий, ведшихся в 1948 г. между израильской «Хаганой» (евр. — «Оборона») и «Арабским легионом», — Харам-аш-Шариф и находящиеся на этом месте мечети, получили значительные повреждения. «Свежие проломы в чудесных узорах лазури и золотой смальты, разбитые решетки окон, напоминающих каменные кружева тончайшей работы, возвращают вас к событиям наших дней. Лишь несколько лет назад, во время Палестинской войны, рвались здесь снаряды, руша драгоценные сокровища человеческой культуры», — так писал один из корреспондентов, посетивший Восточный Иерусалим в середине 1950-х гг.

15 октября 1948 г. коптский патриарх Иерусалима объявил короля Иордании Абдамаха королем Палестины.[10] В своей политике Абдаллах опирался на Великобританию; одновременно он противился американскому проникновению в Иорданию, и в результате англо-американских противоречий на Ближнем Востоке, он стал жертвой заговора. 20 июля 1951 года он был убит в Иерусалиме при входе в мечеть аль-Акса членом проамериканской военной организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» (Организация священной войны). Таким образом, к повреждениям, имевшимся на мечети аль-Акса со времени войны 1948-49 гг., добавились следы от пуль, которыми был убит дед короля Иордании Хусейна (ск. в 1999г.)[11]

Между 1958 и 1964 гг. ряд арабских стран, таких как Иордания, Египет, Саудовская Аравия, выделили средства в размере 750 тысяч иорданских динаров на реставрацию мечети Купол скалы, на ремонт редких по красоте и изяществу витражей, мозаики и росписей, над которыми трудились в свое время искуснейшие мастера Индии, Египта, Марокко, Турции и других стран Востока. Реставрация мечети в основном была закончена. Но вскоре иерусалимские святыни подверглись новой угрозе разрушения, которая возникла с началом арабо-израильской войны 1967 года.

2.4 Шестидневная война

В ночь на 5 июня 1967 года армия Израиля нанесла упреждающий удар по вооруженным силам трех арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. В ходе этой «6-ти дневной войны» израильские войска заняли Восточный Иерусалим. Этому придавалось не только стратегическое, но и религиозное значение. Один из двух главных раввинов Израиля — Исер Иегуда Унтерман сказал о войне 1967 года: «Это война необычная. Это глава, которая будет добавлена к Библии». А главный раввин израильской армии — генерал Шолом Горен призывал: «Евреи, мы живем в эпоху машиаха (мессии). Построим храм быстро в наши дни». В этом своем призыве генерал Шолом Горен имел в виду не только восстановление храма Соломона в Иерусалиме, но и расширение Израиля за счет территории соседних арабских государств.

Израильские руководители торжественно отметили победу 1967 года, устроив выездное заседание правительственного кабинета в Иерусалиме с посещением Стены плача. В те дни газета «Шеарим» писала: «Святой Иерусалим снова в руках Израиля. Мы освободили его от чужестранного владения и водрузили на его стенах флаг свободы и освобожденного Израиля, после того, как он пал у Эдема 1900 лет назад».

В ходе войны 1967 года мусульманские святыни Иерусалима снова получили значительные повреждения. Говоря об этих печальных фактах, иорданский министр по делам религия и ислама Абдул Хамид аль-Сайех заявил: «Во время оккупации большие ворота мечети Омара были поражены артиллерийским снарядом и полностью разрушены... Обстрелу подвергся также один из минаретов мечети Омара. Бомбардировки также повредили здание мечети».[12]

В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена.

21 августа молодой религиозный фанатик из Австралии Денис Микаэль Рохан, действуя по «призыву свыше» с целью восстановления древнего иерусалимского храма, поджег мечеть аль-Акса; при этом были, уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии.[13]

До 1967 г. до четверти миллиона паломников заполняли двор мечети аль-Акса во время дневной службы в пятницу, в священный месяц рамадан. А в 1973 г. в праздник рамадан сюда смогло прибыть всего несколько тысяч человек.

2.5 Развитие событий

11 апреля 1982 г. в мечети аль-Акса снова произошли трагические события. Утром, около 9 часов, сюда проник человек лет тридцати в израильской военной форме с автоматом в руках. Он открыл огонь по молящимся мусульманам; в результате 2 человека были убиты и более 35 ранены; все пострадавшие были арабы. Стрелявшего арестовали после того, как полицейским и солдатам удалось ворваться в мечеть и ранить его в ногу. Террористом оказался некий Элиот Гутман, прибывший в Израиль из Нью-Йорка в 1976 году.