14 апреля 1982 г. Совет Безопасности ООН приступил к рассмотрению жалобы группы арабских и мусульманских государств в связи с террористическим актом в мечети аль-Акса, который отнюдь не являлся изолированным явлением, но представлял собой очередное звено в цепи ближневосточного конфликта.
В те годы террористы подкладывали в мечети бомбы: одна из подобных групп, называвшая себя «Мессианские евреи», ставила своей целью взрывать арабские мечети в Иерусалиме, чтобы «ускорить приход искупления». Планировавшаяся террористами акция по взрыву мечети аль-Акса была предотвращена в последнюю минуту благодаря бдительности охранников. Существовала и другая экстремистская организация — «Движение за захват мечети аль-Акса», которая требовала немедленно снести с лица земли эту святыню арабского мира, так как она расположена на месте древнего храма Соломона.
Как сообщала в 1988 г. газета «Джерузалем пост», в Иерусалиме шли серьезные разговоры о восстановлении храма Соломона, разрушенного римлянами около 70 г. по Р.Х. В Иерусалиме было образовано «Общество верующих Горнего Храма» под председательством Стенли Голдфута, которое начало собирать средства для постройки нового храма. «Гол-дфут говорит, что пожертвования в значительной степени поступают от христианских групп с уклоном в фундаментализм, — сообщала «Джерузалем пост». — Они видят в существовании государства Израиль исполнение пророчеств. По словам Голдфута, «эти христиане считают, что мы подходим к критическому периоду истории, и поэтому хотят помочь евреям исполнить пророчества и таким образом и ускорить второе пришествие Мессии». Хотя Голдфут и рад получать помощь христианских групп, он, тем не менее, не хочет вдаваться в подробности своих взаимоотношений с ними. «Я говорю им всем, что тут не может быть диалога... Я совершенно ясно даю им понять, что я не могу принять их взглядов, а они моих... Если они откровенно хотят нам помогать, мы готовы принять их помощь», но, как говорит далее председатель этого «Общества», христиане еще не искупили своей вины перед евреями, «им нужно сделать еще много, прежде чем мы сможем принять их помощь». Основанное Голдфутом «Общество» также поддерживает и другие организации, преследующие те же цели. Например, общество «Ешива Торат Коханим», которое проводит курсы лекций о древнем ритуале, практиковавшемся в храме Соломона, чтобы как только он будет восстановлен, студенты этих курсов могли бы беспрепятственно восстановить порядок совершавшихся в нем когда-то богослужений.
Голдфут постоянно выступает с лекциями перед разными группами евангелистов, призывая их помочь поскорее осуществить исполнение пророчеств. Одной из таких групп он сообщил, что по договору с налоговым бюро США, все пожертвования, сделанные его организации, будут считаться благотворительными и поэтому не подлежащими налоговому обложению.[14]
Среди ортодоксальных евреев существует разногласие относительно самого места будущего храма. Одни группы поощряют хождение на вершину горы, на которой прежде находился древний храм и теперь стоят мечети, для того, чтобы приучить верующих поклоняться этому месту, в то время как другие группы, наоборот, запрещают своим последователям ходить туда, считая, что иудеям нельзя осквернять место бывшего «Святая святых». «В мечети есть два входа и оба запираются, — сообщалось в 1983 г. в церковной печати. — По договору с мусульманами, ключ одного из входов передан и евреям с тем, чтобы и они могли тоже ходить туда по желанию, но второй ключ все же находится у арабов и служит доказательством, что они сейчас еще являются хозяевами того места, где когда-то стоял ветхозаветный храм. Еврейская сторона установила стражу у одного из входов, чтобы предупреждать желающих посетить это место иудеев, что группа главных раввинов Израиля запрещает своим верующим ходить туда. Есть и компромиссные группы, которые разрешают посещение горы при условии, что паломники исполнят ритуал специального омовения и войдут туда без обуви».
«Совершенно несомненно, — завершается это сообщение, — что каковы бы ни были мнения евреев относительно посещения места бывшего их храма , вопрос постройки нового стоит сейчас на очереди и евреи готовятся к разрешению этой проблемы и политически и финансово и религиозно».
Существуют и «мирные» формы наступления на права мусульман в Иерусалиме. В 1980-е гг. израильские специалисты приступили к археологическим раскопкам на территории Харам-аш-Шарифа — места, где некогда располагался храм Соломона. Но это также было воспринято мусульманами как один из способов «иудаизации». «Целая серия посягательств на религиозные, учебные и социальные структуры на Западном берегу и в секторе Газа, — отмечал в 1983 году арабский публицист Я. Саег, — является безусловным свидетельством систематически проводимой политики культурного геноцида... Экспроприация мусульманских и христианских религиозных святынь и угроза разрушения из-за раскопок таких священных мест, как мечеть Скалы в Иерусалиме, — вот лишь некоторые примеры этой политики».
Известно, что периодические посягательства на мусульманские святыни в Иерусалиме способствуют активизации анисламистских настроении в арабском мире, и этим пользуются прежде всего такие экстремистские организации, имеющие филиалы во многих арабских странах, как «Братья-мусульмане».[15]
Как можно было убедиться за последние десятилетия, представители реакционных сил используют для своих целей чувства верующих разных религии, чтобы методами вооруженного насилия достигнуть своих целей. Так было в ноябре 1979 года, когда члены террористической организации захватили и удерживали в течение 13 дней большую мечеть в Мекке, так было в мае 1981 года, когда раздались выстрелы на площади св. Петра в Риме, так было и в июне 1984 года, когда на территории Золотого храпа сикхов в Амритсаре гремели выстрелы и взрывы гранат...
2.6 Итоги
«Шестьдесят лет государство Израиль своим существованием и расширением было обязано стратегии, складывающейся из трех составляющих: мачо-милитаризма, геополитических альянсов и международного пиара. Мачо-милитаризм (ныне действующий премьер-министр Эхуд Ольмерт называет его политикой “железного кулака”) оказался возможен благодаря националистической горячке израильских евреев и очень сильной поддержке еврейских обществ по всему миру, которой не было изначально, но которая появилась со временем».
Иммануил Валлерстайн
Подводя итог сказанному, можно отметить, что нынешнее израильское руководство не может игнорировать тот факт, что в настоящее время в Иерусалиме проживает 200 тысяч арабов, которые считают себя хранителями мусульманских святынь города, к которым приковано внимание всего исламского мира. По-видимому это и посудило мэра Иерусалима Т. Коллека в 1985 году принять меры по обеспечению доступа арабам из других стран к святым местам Иерусалима. Израильское руководство также отдает отчет в том, что в случае разрушения мечетей аль-Акса или Куббат-ас-Сахра, оно восстановит против себя все без исключения арабские и мусульманские государства.
В сентябре 1982 г. в марокканском городе Фее состоялось арабское совещание в верхах. 19 арабских государств и Организация освобождения Палестины обсудили и единодушно одобрили основополагающие принципы урегулирования конфликтов в ближневосточном регионе. По их мнению, одной из главных предпосылок к ликвидации конфликта должно было быть создание независимого палестинского государства со столицей в арабской части Иерусалима.
За последние годы арабско-израильские отношения существенно улучшились. Однако вопрос об Иерусалиме — один из главных в комплексе палестино-израильских отношений. Переговоры по этой проблеме должны были начаться в 1996 году. Однако при этом следует учитывать, что Иордания также имеет свои интересы в ходе разрешения этого давнего спора. Дело в том, что иорданский король Хусейн всегда считал себя «хранителем» мечети «Аль-Акса» в Иерусалиме (по аналогии с королем Саудовской Аравии, носящим титул «хранитель двух священных мест» — мечетей в Мекке и Медине). В свое время иорданский монарх потратил 10 мимионов долларов на реставрацию священного комплекса на Храмовой горе в Иерусалиме. Там, на ступенях Аль-Аксы, в 1951 г. на глазах короля Хусейна, тогда еще подростка, арабский террорист убил его деда, короля Абдаллаха — единственного из арабских лидеров, стремившегося установить мир с Израилем. В войнах 1948 и 1967 гг. многие иорданские солдаты отдали свои жизни, сражаясь за Иерусалим.
В 1994 г. в Вашингтоне было подписано израильско-иорданская декларация о прекращении 46-летнего состояния войны между обоими государствами. Возвращаясь из Вашингтона, король Хусейн открыл воздушный коридор над Израилем. Бывший боевой летчик Хусейн собственноручно управлял самолетом, сделав на низкой высоте несколько кругов над старым Иерусалимом. Совершив посадку в Аммане, Хусейн, с трудом сдерживая волнение, сказал журналистам, что не может выразить чувства, которые он испытал, пролетая над святым городом. По его словам, Иерусалим должен стать отныне местом встречи и мира для всех: израильтян, арабов, палестинцев.
Однако через два года в Иерусалиме вспыхнул очередной конфликт, связанный с Храмовой горой. На этот раз волнения палестинских арабов-мусульман начались в сентябре 1996 г., после открытая израильтянами туннеля, ведущего под мечеть Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Однако подземный ход под храмовой горой в Иерусалиме существовал задолго до того, как евреи поселились в этих местах, — по той причине, что он имеет естественное происхождение: его никто не рыл и не строил.