Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.
Израильская версия сводилась к тому, что открытие туннеля — это лишь повод для Ясира Арафата подправить свой имидж у разочарованных палестинских радикалов посредством организации массовых беспорядков.
Проблема размуровывания археологического водовода и ввода его в строй возникла в 1980-х гг. Впервые открыть туннель попыталось правительство «Аикуд» в 1988 г. Но отказалось от попытки, т.к. служба безопасности Шабак предсказывала взрыв негодования палестинцев. Проблемой туннеля и возможными последствиями его открытия занимался премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и его ближайшие сотрудники: министр полиции Моше Шахал, начальник его личной канцелярии Эйтан Хабер и генеральный директор министерства главы правительства Цви Альдероти. Эти высокопоставленные чиновники пришли к выводу, что туннель может быть открыт только в результате соглашения с соответствующими мусульманскими религиозными инстанциями. Рабин, тайно посетивший туннель, рекомендацию отверг: «Нам сейчас не хватало только суматохи и кровопролития вокруг туннеля. И все это в святом для мусульман месте, да еще в Иерусалиме! Это всколыхнет весь мусульманский мир». Таким образом решение вопроса о подземном ходе, ведущем от Виа Долороза к Храмовой горе, было заморожено на самой верху.
Затем к вопросу о туннеле вернулось правительство Ши-мона Переса, но также отложило открытие до 2000 г. — предполагавшейся даты завершения переговорного процесса.
Правительство Нетаньяху «разрубило узел». По мнению израильских аналитиков, это произошло под давлением американских спонсоров религиозной общины «Атерек Кананим», живущей на стыке арабской и еврейской частей Иерусалима и давно стремящейся доказать историческое право евреев на Восточную часть Иерусалима. Биби Нетаньяху, посовещавшись с министром внутренней безопасности Авигдором Ка-халани и мэром Иерусалима Иехудой Ольмертом, дал разрешение на открытие туннеля.
Сразу же после этого 6 палестинских группировок опубликовали совместное заявление с призывом к антиизраильским демонстрациям. Среди них — возглавлявшийся Ясиром Арафатом ФАТХ и его давние соперники, всегда отвергавшие идею мера с Израилем, — исламистское движение ХАМАС и Народный фронт освобождения Палестины. Результат: 15 убитых израильских солдат и офицеров, 30 убитых палестинцев, многие десятки раненых с обеих сторон. И, по мнению аналитиков, это еще не конец: может возобновиться интифа-да, может разгореться война.
На протяжении следующих 4-х лет арабо-израильский конфликт, связанный с Храмовой горой, был подобен тлеющему фитилю, ведущему к бочке с порохом. В 2000 году активизировалось обсуждение вопроса о статусе Восточного Иерусалима. 19 сентября того же года папа римский Иоанн Павел II сделал заявление по вопросу об Иерусалиме: «Уникальный религиозный характер Иерусалима должен быть обеспечен специальным статусом, гарантированным на международном уровне».
В тот же день министр по делам религий Израиля Йоси Бейлин выдвинул идею о придании Храмовой горе в Иерусалиме международного экстерриториального статуса. 22 сентября Израиль предложил передать Храмовую гору под суверенитет Совета Безопасности ООН, точнее, пяти его постоянных членов. Эту идею поддержали США, Франция, Египет и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
28 сентября делегация парламентской фракции «Ликуд» во главе с ее председателем Ариэлем Шароном посетила Храмовую гору. Результатом этого посещения стали серьезные столкновения между палестинцами-мусульманами и охранявшими делегацию полицейскими. Палестинцы закидывали их камнями. В свою очередь, полицейские применили против демонстрантов резиновые пули. В результате с обеих сторон пострадали около 80 человек, в основном израильтяне.
С раннего утра 28 сентября муэдзины иерусалимских мечетей призывали мусульман идти на Храмовую гору и любыми средствами сорвать посещение ее делегацией «Ликуд». В ответ на предостережения воздержаться от посещения Храмовой горы лидер «Ликуда» Ариэль Шарон ответил, что имеет право посещать любые места, находящиеся под суверенитетом Израиля. В свою очередь, на Храмовую гору направились и 4 депутата кнессета от арабских партий. Они пытались вступить там в спор со своими парламентскими коллегами, однако были оттеснены полицией.
В эти дни ситуация на Ближнем Востоке продолжала ухудшаться. Столкновения между палестинцами и израильтянами произошли на территориях Палестинской автономии — в Газе, Хевроне, Рамаме, Наблусе, Вифлееме. Звучали выстрелы и в жилых кварталах Иерусалима. Были жертвы, в основном, среди палестинцев. Израильская армия сдала гробницу Иосифа палестинцам, оставив свои позиции в Наблусе — городе, расположенном на территории Палестинской автономии на западном берегу реки Иордан. Израильская армия подчеркнула, что войска оставили святыню временно.
Гробницу охраняли палестинские полицейские, пытавшиеся оттеснить от нее сотни молодых арабов, собравшихся здесь, чтобы отпраздновать победу над израильтянами.
Подразделение пограничников, охранявшее гробницу Иосифа в Шхеме, было эвакуировано по личному распоряжению главы правительства Эхуда Барака. Были вывезены все религиозные ценности, свитки Торы и священные книги. Но, несмотря на то, что отход израильского подразделения был согласован с командованием палестинской полиции, по бронемашине открыли огонь из автоматического оружия, и один из пограничников получил ранение.
Палестинцы обязались обеспечить гробнице Иосифа, сохранность, но слова своего не сдержали. Рано утром после того, как было выведено израильское подразделение, толпы арабов окружили гробницу, подожгли ее, а затем полностью разгромили находившуюся там религиозную школу и синагогу. Стены крушили кирками и лопатами, а затем над оскверненными руинами появился палестинский флаг.
3. Заключение
Война в Иерусалиме — городе-символе, который святым называют три религии, — проблема общечеловеческая, требующая внимания не только политиков, но и духовных лидеров. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил придать Иерусалиму новый статус — столицы двух государств, иудейского и мусульманского. Свою позицию глава Русской Православной Церкви разъяснил в интервью корреспонденту журнала «Профиль». [16]
Он, в частности, сказал: «Несмотря на недавние позитивные шаги, сделавшие возможным само обсуждение проблемы Иерусалима, очевидно, что стороны конфликта вряд ли пойдут на уступки в вопросе о суверенитете над Старым городом и особенно над местом, которое евреи именуют Храмовой горой, а арабы - окрестностями мечети Аль-Акса. В то же время нельзя игнорировать проблему, которая практически лишает народы Ближнего Востока надежды на примирение. Поэтому я и высказал предложение, что международному сообществу стоит подумать о взятии на себя большей ответственности за поддержание мира во Святом граде. При этом, конечно, не следует воздвигать в нем некоего подобия Берлинской стены - я все-таки надеюсь, что жители Иерусалима смогут сосуществовать в городе, сообща решая вопросы управления им и сохраняя открытым доступ ко всем святыням — христианским, мусульманским, иудейским. Молюсь об этом, помня слова Псалмопевца Давида: «Просите мира Иерусалиму»
Между евреями и арабами не может быть мира, который есть всего лишь прекращение войны. Это должен быть мир подлинного сотрудничества. В наши дни, как бы многообразно сложны ни были бы обстоятельства, веление времени состоит в подготовке пути к сотрудничеству народов. И поэтому святой град Иерусалим должен стать не источником конфронтации, в том числе и на религиозной почве, но местом подлинных миротворческих взаимоотношений между представителями христианства, ислама и иудаизма. Ибо Церковь верует, что Иисус Христос «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного человека, устрояя мир»
4. Список использованной литературы
1. Донцов, В.Е. / Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений / В.Е. Донцов. -М.: Международные отношения, 2001. – 324 с.
2. Зеленин Д. Снова кровь на библейских камнях. - Эхо планеты, 2002, -№15 – С. 37-46
3. Кац, Шмуэль / Земля Раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Израэль / Шмуэль, Кац - перевод с иврита Ефрема Бауха 1992 — Иерусалим.: "БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ", 1993. - 612 с.
4. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. - 10-е изд. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 800 с.
5. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций / Ред. Тимофеев И. В. – М.: Международные отношения, 1984. – 450 с.
6. Супонина Е. / Самоубийство на двоих: Израиль и Палестина в вендетте / Е. Супонина. – М.: Новое время, 2001, - №33 – С. 25-40
7. Черчилль, У. / Шестидневная война. перевод с английского. / У. Черчиль - репринт с издания 1975 г. - Иерусалим.: "БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ", 1989. - 634 с.
[1] - Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций / Ред. Тимофеев И. В. – М.: Международные отношения, 1984. – С. 27.
[2] - Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций / Ред. Тимофеев И. В. – М.: Международные отношения, 1984. – С. 38.