Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.
Сохранение сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что "воин не покинет своего товарища по столу".
В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. "парный брак". В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов - илотов, которых она старалась держать в вечном страхе.
Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов.
Экономическое развитие Рима привело к тому, что он в сравнительно короткий срок подчинил себе не только всю Италию, но и обширнейшие территории Средиземноморского бассейна. Рим превратился в мировую империю. Эксплуатация огромных масс рабов и покоренных народов приводила к острым конфликтам и социальным потрясениям.
Право, выработанное Римом, римское право, явилось наиболее развитой и законченной системой права рабовладельческого общества.
Римское право надолго пережило своего создателя - античное общество. Оно непосредственно или опосредованною легло в основу гражданского (и отчасти уголовного и государственного) права многих феодальных и буржуазных государств. Тем же французским легистам (юристам) для обоснования верховенства королевской власти не пришлось задавать какого-либо нового оригинального учения. Они обрели его в таких формулировках римского права, как "Государь стоит над законом" и "Что угодно государю, имеет силу закона". Это явление именуется "рецепцией римского права" (буквально: "восприятие", "восстановление действия"). Римское право вполне отвечало интересам буржуазных отношений, зародившихся в недрах феодального строя. Оно нужно было купцам, стремившихся к тому, чтобы сделать частную собственность свободной и оградить ее от каких-либо феодальных ограничений. В римском праве были заинтересованы не только купцы и городское сословие, но в нем нашла опору и королевская власть, которая в союзе с городами боролась с феодальной раздробленностью, боролась за политическое объединение всей страны.
Несмотря на то, что римское право было использовано и дворянами в целях еще большего угнетения крестьянства (захват общинных земель помещики старались обосновать положениями римского права), в конечном счете рецепция римского права была явлением прогрессивным для своего времени. Рецепция римского права способствовала ликвидации партикуляризма и сословного характера феодального права, тормозивших развитие торговли и промышленности, развитие частной собственности. Следовательно, изучение римского права поможет лучше понять и особенность феодального и буржуазного права. Римское право послужило одним из источников кодекса Наполеона 1804 года, который являлся образцовым сводом законов буржуазного общества или в основу кодификаций многих государств мира.
Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития. Принято делить историю римского общества и государства на 3 основных периода:
1. Царский период (VIII-VI вв. до н. э).
2. Республиканский период (VI-I вв. до н. э).
3. Императорский период (I-V вв. н. э).
Последний период еще подразделяется на принципат и доминат. Переход к доминату относится к 3 веку н.э. Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя (Византия) пала под ударами турок в середине XVI в.
Процесс разложения родового строя и возникновения государства в Риме имеет много общего с Афинами. Закономерность прослеживается в появлении частной собственности, классов, упадке родовых учреждений и создании государства. Все полноправные, коренные обитатели Рима - патриции - объединялись в замкнутую организацию из 3 племен (триб).10 родов входили в курию, 10 курий в трибу. Всего насчитывалось 300 родов. Во главе римской общины были: Совет старейшин (сенат) и сходки - собрания воинов по куриям или трибам, до 6 в. до н.э. был царь (военачальник, жрец, судья).
Рост имущественного неравенства среди патрициев привел к усилению роли сената, в котором заседали самые знатные и состоятельные. Решения народных собраний, где преобладали обедневшие патриции, все чаще вызывали у сенаторов недовольство и разочарование. В зависимости от патрициев находились клиенты (зависимые иноплеменники и младшие сородичи).
Патрицианская община сосредоточила у себя огромный земельный фонд. Долгое время его не разрешалось пускать в гражданский оборот. Это ущемляло интересы плебеев. Экономически окрепшие плебеи требовали землю и политические права. Нехватка земли вынуждала их заниматься скотоводством, ремеслом, торговлей. Плебеи привлекались для службы в ополчении, но политических прав не имели. Острые социальные конфликты требовали коренных перемен в общественной жизни. В противном случае недовольство плебеев могло вылиться в восстание.
Наиболее крупная реформа этого периода приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Тулию (VI в. до н. э).
Древнеримский царь (REX) по своему правовому положению сходен с понятием древнегреческого Базилевса.
Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Деление граждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.
Однако Сервий Тулий пошел дальше. Он реорганизовал систему ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу.
Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения - центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий, из первого разряда - 80, второго, третьего, четвертого - по 20, пятого - 30. Кроме того, имелись вспомогательные или нестроевые центурии из ремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие, снаряжение, инструменты. Центурия имела один голос. Следовательно, все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. С тех пор все важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическая роль куриатных собраний уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам не созывались.
Два раза в год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавали ритуальный вопрос: "Соизволите и прикажите ли, квириты, объявить войну?". Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналось без обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно, что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурий не имело практического значения. Их не всегда и спрашивали. В таком же порядке проходило принятие решений по другим государственным вопросам.